Протокол заседания 22 января 2014 года

ПРОТОКОЛ

Заседания Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР

Дата проведения: 22 января 2014 г., г. Нальчик

Присутствовали:

Члены Совета:

  1. Атмурзаев Рашид Алимович, юрист
  2. Атласкирова Изабелла Олеговна, юрист, региональное отделение ООО «Опора России»
  3. Давыдова Елена Ивановна, консультант Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР
  4. Елеева Джульетта Асланбиевна, адвокат
  5. Карамурзов Мурат Заурбекович, юрист СПП КБР
  6. Пархоменко Юлия Викторовна – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР
  7. Пляко Надежда Леонидовна – специалист-эксперт Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР
  8. Хамдохов Эльдар Хазраталиевич, адвокат

В качестве приглашенных лиц:

  1. Алоков Заур Мухарбекович, общественный омбудсмен – Баксанский р-н
  2. Бжеников Руслан Рамазанович , общественный омбудсмен Зольский район
  3. Можгин Владислав Владимирович, общественный омбудсмен – г.о. Прохладный
  4. Сергеев Олег Николаевич, общественный омбудсмен Чегемский район
  5. Фогель Валерий Михайлович, общественный омбудсмен Майский район
  6. Чочаев Руслан Хасанович, общественный омбудсмен – Черекский р-н
  7. Алексеева Любовь Васильевна – начальник отдела экономики местной администрации Прохладненского муниципального района КБР
  8. Астрейко Ольга Федоровна – начальник отдела земельных ресурсов местной администрации Прохладненского муниципального района КБР
  9. Булатова Фатима Зракумовна – начальник отдела по управлению земельными ресурсами министерства государственного имущества и земельных отношений КБР.
  10. Калмыкова Елена Александровна – заместитель директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР
  11. Кумыков Анзор Заурович – представитель филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР
  12. Макоев Аслан Владимирович – начальник правового управления Парламента КБР
  13. Шахмурзов Хасанби Музакирович – директор филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР
  14. Предприниматели ООО «Отбор»

Председатель: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике – Пархоменко Юлия Викторовна.

Ответственный секретарь: специалист-эксперт Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР Пляко Надежда Леонидовна

Повестка дня:

1.      Положение, принципы установления тарифов на работы и услуги по технической инвентаризации. Составление условий договора на оказание услуг по технической инвентаризации.

2.      Обращение предпринимателей и экспертные заключения по вопросам пользования земель сельхозназначения. Вопрос законодательных инициатив, правовая сторона.

3.      Системные проблемы, связанные с несовершенством действующего законодательства. Системные проблемы, связанные с массовым нарушением законодательства или массовыми ошибками правоприменительной практики.

4.      Вопросы, обсуждение.

Первым вопросом повестки дня участники заседания обсудили положение, принципы установления тарифов на работы и услуги по технической инвентаризации, а также составление условий договора на оказание данных услуг.

С информацией по данному вопросу выступил директор филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в КБР Хасанби Шахмурзов. Он пояснил, что еще примерно два года назад учреждение было монополистом в области оказания данных услуг, но сегодня готовить документы, за исключением технического паспорта, может любой аттестованный кадастровый инженер, которых в республике сегодня порядка 150 человек. В большинстве случаев, для оформления сделок достаточно изготовить технический план, поэтому можно выбрать – обратиться за этой услугой в БТИ или к сторонней организации, занимающейся данным видом деятельности. Что касается формирования тарифов за оказываемые услуги, то для БТИ базой формирования стоимости услуг является установленный норма-час, размер которого фиксирован и составляет 122 рубля. Далее к базовой цене применяется ряд коэффициентов, утвержденных Правительством РФ. Все параметры конкретного строения заносятся в специальную программу, которая выдает окончательную стоимость оказываемой услуги.

Ю. Пархоменко задала вопрос, волновавший большинство собравшихся, – есть ли обязательства выдавать клиенту квитанции, где подробно расписаны оказываемые услуги и их стоимость, а не только итоговая сумма.

В ответ на это Х. Шахмурзов дал однозначный положительный ответ и пояснил, что обращаясь в БТИ за определенной услугой, клиент должен совместно с сотрудником составить бланк заказа с указанием работ, которые будут произведены, и их стоимости, ознакомиться с документом и, в случае согласия, подписать. После этого предполагается внесение авансового платежа в размере 1300 рублей, последующий выезд сотрудника на объект с целью замеров и, соответственно, изготовление самого документа. Кроме того, Х. Шахмурзов пояснил, что на сегодняшний день базовые ставки оказания услуг физическим лицам в КБР самые низкие по стране, а для юридических лиц – одни из самых низких, ниже только в нескольких регионах и то незначительно.

Продолжая тему формирования стоимости услуг, члены Совета адвокат Д. Елеева и юрист Р. Атмурзаев задали несколько вопросов, основываясь на конкретных примерах из собственной практики – если базовая ставка норма-часа одна для всех, то почему стоимость услуг варьируется от 15 до 150 тысяч рублей? И какую роль в формировании цены имеет показатель затраченного на оказание услуги времени?

Представитель филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР Анзор Кумыков пояснил, что к фиксированной ставки норма-часа применяется огромное количество коэффициентов, перечислить которые просто невозможно. Расчет производит не сотрудник, а компьютерная программа. Учитываются сложность, срочность (если таковая имеется), выезд сотрудника на место, размеры самого помещения и многое другое. Деятельность БТИ регламентируется Федеральным законом РФ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и рядом регламентов, утвержденных Правительством РФ. Как государственное учреждение, БТИ работает в соответствии с действующим законодательством, в том числе и цены на оказываемые услуги регламентируются правительством страны и республики.

В рамках обсуждения общественный помощник Валерий Фогель затронул немало важный вопрос ответственности сотрудников БТИ за ошибки, допущенные при подготовке документов, исправлять которые порой оказывается слишком дорого для клиента.

Хасанби Шахмурзов однозначно заявил, что, если сотрудником учреждения сделана ошибка в том или ином документе, исправить ее должны бесплатно. «Более того, если такая ситуация случается, а такое бывает, к счастью, достаточно редко, – отметил выступающий, – я от своего лица пишу  начальнику Росреестра по КБР уведомление о внесении изменений в документ. Я не могу просить, чтобы нашему клиенту переделали документы в Росреестре бесплатно или быстрее, но признавать ошибки мы никогда не отказываемся. У нас тоже работают люди, а не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».

От общественного помощника Руслана Бженикова прозвучал вопрос о сроках выезда сотрудника на место для проведения замеров. В ответ на него Х. Шахмурзов пояснил, что при обращении в БТИ составляется бланк заказа и там должна быть указана дата выезда на объект. Другое дело, что не все оформляют данный бланк, основываясь на личной договоренности с сотрудником.

Затронули присутствующие вопрос ценообразования на аналогичные услуги у частных фирм и аккредитованных инженеров. Как выяснилось, данный вопрос не регламентируется законодательством.

Когда разговор коснулся права выбора, к кому обратиться за услугой – в БТИ или стороннему инженеру, Х. Шахмурзов пояснил, что признает свободную конкуренцию и БТИ давно не является монополистом, обладающим какими-то «закрытыми» базами, поскольку все имеющиеся документы оцифрованы и переданы в Кадастровую палату КБР.

«Кстати, мы первые в Российской Федерации перевели в электронный вид всю свою базу, до единого документа,- подчеркнул директор БТИ по КБР.  – Но в сложившейся ситуации есть и свои трудности. При всем уважении к конкуренции как составляющей рыночной экономики, стоит подумать и о будущем. Учитывая право аккредитованных инженеров готовить ряд документов, формируются параллельные базы и никто не обязывает последних информировать об этом. А значит, существует опасность того, что уже через пару лет в республике вообще не будет единой сформированной базы, появятся разночтения, спорные ситуации. К тому же сами клиенты зачастую не информируют БТИ о смене собственника объекта недвижимости, поэтому устаревшие данные уходят в другие государственные структуры».

Решили:

подготовить информационный материал для опубликования в местных СМИ с разъяснением вопросов, рассмотренных в ходе заседания,

обсудить целесообразность подготовки законодательной инициативы относительно формирования единой информационной базы объектов недвижимости республики.

В рамках второго вопроса повестки дня члены совета обсудили обращения предпринимателей на имя регионального бизнес-омбудсмена и экспертные заключения по вопросам пользования земель сельхозназначения, а также законодательные инициативы в данной области  и их правовую сторону.

В рассмотрении данного вопроса приняли участие начальник отдела земельных ресурсов местной администрации Прохладненского муниципального района КБР Астрейко Ольга, начальник отдела экономики местной администрации Прохладненского муниципального района КБР Алексеева Любовь, начальник отдела по управлению земельными ресурсами Министерства государственного имущества и земельных отношений КБР Булатова Фатима, начальник Правового управления Парламента КБР Аслан Макоев, начальник аналитического отдела УФАС по КБР Залимхан Гупсешев и представители ООО «Инновационно-производственная агрофирма «Отбор».

Большей частью участники заседания обсуждали вопросы срока аренды земель сельскохозяйственного назначения в связи с последними изменениями законодательства.

Представитель Министерства имущества республики Фатима Булатова пояснила, что данный вопрос регламентируется ст. 17 Земельного Кодекса КБР и ст. 9  Закона КБР «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике». В большинстве случаев договор аренды заключается на семь лет, для использования под многолетние насаждения – 25 лет. Максимальный срок составляет 49 лет, но это неприемлемо, потому что в таком случае трудно контролировать процесс использования земель и поступающих платежей, а арендаторы бывают не только добросовестные. В Минимущества КБР сегодня зарегистрировано 400 договоров аренды земель и лишь 1 арендатор признан добросовестным в соответствии с утвержденными критериями. Законодательство же разрешает увеличивать срок аренды лишь добросовестным арендаторам.

В свою очередь, Ю. Пархоменко зачитала присутствующим обращение ООО «Отбор» о том, что по их мнению, в соответствии с изменениями законодательства в декабре 2013 года, субъект РФ не вправе устанавливать минимальные сроки аренды земельных участков.

Представитель Парламента Республики Аслан Макоев пояснил, что в Парламенте КБР подготовлен законопроект о признании утративших силу некоторых положений республиканского закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике», поэтому до принятия нового законпроекта применять необходимо федеральный закон, который устанавливает срок аренды от 3 до 49 лет.  По его личному мнению, критерии по установлению сроков аренды могут определяться собственниками земель в соответствии с законодательством. В связи с этим у присутствующих возник ряд вопросов – каким образом глава муниципалитета должен устанавливать срок? Какими критериями руководствоваться? Не будет ли ситуации, что на территории республики на земли сельхозназначения в разных муниципальных районах будут установлены разные сроки аренды? Не станет ли это почвой для проявлений коррупции?

Многие члены Совета согласились с тем, что семь лет – это слишком малый срок аренды для использования земель в сельском хозяйстве, поскольку зачастую предприниматели не успевают получить желаемый результат. В сельское хозяйство приходится вкладывать немалые средства – на удобрения, покупку техники, содержание рабочих мест, организацию производственных помещений. Срок в 7 лет не дает возможности развиваться, вынуждая предпринимателя рисковать, вновь участвуя в торгах.

Адвокат Э. Хамдохов высказался в защиту собственника земель, аргументируя это тем, что последний тоже рискует, отдавая свое имущество в руки другим, ведь никто не дает гарантии, что земли вернуться ему в пригодном для дальнейшего использования виде.

Затронули участники заседания и актуальный вопрос фиктивных участников торгов, завышающих цену стоимости аренды в ходе аукциона или требующих у предпринимателей деньги за отказ от участия в нем.

Рассмотрели и другие важные аспекты земельного вопроса. Например, имеет ли право муниципалитет менять ставку арендной платы на земли в рамках обязательной актуализации кадастровой стоимости во время действия договора аренды. Отвечая на этот вопрос, представители Минимущества и Парламента КБР пояснили, что изменения возможны лишь по окончанию срока аренды, на протяжении срока действующего договора возможна лишь индексация стоимости в пределах, прописанных в договоре.

Не меньше споров вызвало обсуждение вопросов переоформления земель бессрочного пользования, изъятия земель для нужд государства, в связи с неисполнением условий договора либо по соглашению сторон, а также некачественной обработки земель, преднамеренного истощения почв, с целью получения максимальной выгоды в минимальный срок и отказа от дальнейшей аренды.

Решили:

в дальнейшем оставить на контроле вопрос о необходимости доработки критериев отбора участников торгов на земли сельхозназначения, чтобы определяющим фактором при проведении аукциона была не предложенная цена, но и в том числе добросовестность будущего арендатора, его деловая репутация.

В рамках третьего вопроса повестки дня Ю. Пархоменко обратилась к присутствующим с просьбой представить свое мнение относительно пяти наиболее актуальных системных проблем предпринимательского сообщества КБР, связанных с несовершенством законодательства или правоприменительной практики. Данная информация необходима для подготовки Ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Президенту России, значительная часть которого будет состоять из системного анализа данной информации в разрезе по регионам России. Кроме того, полученную информацию региональный бизнес-омбудсмен планирует включить в свой Ежегодный доклад  Главе КБР. Данную информация члены совета должны представить в Аппарат Уполномоченного до 5 февраля текущего года.