Предложено не ужесточать наказания за нарушения трудового законодательства

Бизнес-омбудсмен Пшикан Таов обратился к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Титову с предложением о внесении изменений в административное законодательство, касающееся   правонарушений в сфере трудовых отношений.

Федеральным законом от 28 декабря № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, увеличивающие в 6 раз срок давности привлечения к ответственности и ужесточающие с 2015 года меры ответственности за нарушение трудового законодательства.
Проанализировав указанные изменения, Пшикан Таов счел необходимым обсудить совместно с региональными уполномоченными Российской Федерации возможные последствия ужесточения административного законодательства. С его точки зрения, нововведения могут негативно отразиться на деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи со значительным повышением штрафных санкций в перспективе возможна волна банкротств мелких и средних компаний, вынужденное сокращение персонала, всех дополнительных выплат сотрудникам и ужесточение политики расходов.
Будучи председателем Федерации профсоюзов КБР, П. Таов занимался вопросами охраны труда и трудовых отношений. Нередко ему приходилось сталкиваться с фактами административного давления со стороны проверяющих, которые воспринимают свои должностные полномочия как карательные функции.
Поэтому, в первую очередь, внимание региональных уполномоченных было обращено на отсутствие четких критериев, по которым руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности. Отдельные нормы до конца не проработаны, что может привести к их двоякому толкованию.
Обобщив и проанализировав имеющуюся информацию, учитывая поступившие замечания и предложения региональных уполномоченных Республики Башкортостан, Псковской, Самарской и Нижегородской областей, были сформулированы предложения по внесению изменений в административное законодательство РФ.
В их числе:
— снизить максимальные пределы административного штрафа за нарушение трудового законодательства с 200 000 руб. до 100 000 рублей;
— для исключения двоякого толкования изменения законодательства и ошибок со стороны государственных трудовых инспекций конкретизировать (детально прописать) введенные составы административных правонарушений, четко прописать, что подразумевается под понятием «неуполномоченным лицом» в составе административного правонарушения фактический допуск лица к работе, также «ненадлежащее оформление трудового договора». Конкретно прописать перечень услуг, по которым работник не может быть оформлен по гражданско-правовому договору (например, исполнение работником функций, включающих в себя выполнение услуг по административно-хозяйственной деятельности предприятия);
— разграничить меры ответственности, в зависимости от степени опасности деяния;
— дифференцировать размер административных штрафов в зависимости от категории субъекта предпринимательской деятельности, установив различные санкции для микропредприятий, малых и средних предприятий и для крупного бизнеса;
— при первом административном правонарушении выносить предупреждение с требованием устранения нарушений.