Правительство России приступило к модернизации контрольно-надзорной деятельности

До ответственных исполнителей доведен Перечень поручений по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросу совершенствования системы государственного контроля, государственного надзора и разрешительных функций.


Правительством Российской Федерации в целом одобрен доклад Экспертного совета по вопросам модернизации системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации.
Экспертным советом предложены основные этапы внедрения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. Среди них — определение первичного перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, на базе которых будет проведен эксперимент по реализации риск-ориентированного контроля; определение первичного перечня субъектов Российской Федерации для делегирования приоритетных контрольно-надзорных функций и полномочий; определение порядка взаимодействия между субъектами Российской Федерации «пилотной группы» и федеральными органами исполнительной власти при реализации передачи (делегирования) указанных функций; разработка требований и критериев оценки качества реализации переданных (делегированных) полномочий; др.
Разработка новой концепции контрольно-надзорной деятельности на сегодня актуальна. Контрольно-надзорная деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровне весьма масштабна. В то же время ее нельзя признать эффективной ни с позиции предупреждения, выявления и пресечения нарушений, угрожающих реальным причинением вреда, ни с точки зрения защиты законных интересов граждан и организаций, ни в плане рационального использования бюджетных ресурсов.
Предлагается перейти к риск-ориентированной модели и разделению функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности. Риск-ориентированная модель реализуется практически во всех развитых экономиках. То есть, объекты госконтроля (надзора) классифицируются в зависимости от степени угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Затем, в зависимости от класса опасности, к ним применяется дифференцированная периодичность проведения плановых проверок.