Первый шаг в проведении земельной реформы в КБР — полная инвентаризация земли

Газета «Официальная  Кабардино-Балкария» опубликовала статью Уполномоченного  по защите прав предпринимателей в КБР Пшикана Таова «О земельной реформе в Кабардино-Балкарии».

Россия, пишет автор, одна из немногих стран, где вопрос   о собственности на землю и его обороте больше политический, чем экономический.  Для Кабардино-Балкарии он осложнен тем, что республика не готова    ни теоретически, ни практически приступить к разделу земли.

«Решение этого вопроса  невозможно без обобщения опыта и формы землепользования и земельных отношений у народов Кабардино-Балкарии   в прошлом, без учета требований федерального и республиканского законодательства, без соблюдения территориальных принципов организации местного самоуправления, определенных Федеральным законом   от 6 октября 2003г. №13 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также без учета  мнения  населения», — уверен П.Таов.

Необходимо иметь в виду и такие региональные особенности, как специфика национальных отношений, малоземелье, высокая плотность населения, неравномерность  размещения  сельского хозяйства,  наличие горной и предгорной зон, др.

По мнению П. Таова, выступающего за  взвешенный, даже осторожный,  подход в  осуществлении земельной реформы в КБР, необходимо провести полную  инвентаризацию земли, детально изучить опыт  более развитых    в социально-экономическом отношении субъектов, например, таких, как Краснодарский и Ставропольский края.

Так, опираясь на опыт передовых регионов, бизнес-омбудсмен считает целесообразным ввести дифференцированный подход в определении сроков приватизации земель, закрепив это положение соответствующим нормативно-правовым актом.

К примеру, дать возможность гражданам приватизировать земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в их наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании с момента ввода в действие соответствующего закона субъекта. Тот же срок установить и для юридических лиц в отношении земель, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
Арендаторам предоставить возможность приватизации через три года успешного использования участка, если иное не оговорено в договоре.
Законодательного урегулирования требуют вопросы определения минимального размера земельных участков, находящихся в долевой собственности и личном подсобном хозяйстве,  что имеет немаловажное значение для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве.

Требуют проработки и многие другие вопросы, касающиеся земельных отношений, в том числе максимального размера площади, которую можно иметь на территории одного района физическим и юридическим лицам, преимущественного права покупки, доступа к информации о купле-продаже земли и т.д.

«Нерешенные вопросы можно перечислять бесконечно», — отмечает П. Таов и предлагает в первоочередном порядке принять такую концепцию реформирования земельных отношений в КБР, которая бы четко и доступно излагала основные принципы организации и проведения земельной реформы в республике. На ее основе разработать  республиканскую целевую программу «Реформирование земельных отношений, развитие земельного рынка, совершенствование системы и структуры управления земельными ресурсами в КБР в 2014 -2020 годах».

Главной целью программы должно стать повышение эффективности управления земельными ресурсами  республики  на различных уровнях, привлечение инвестиций в промышленное и сельскохозяйственное производство, внедрение новых, более действенных механизмов в управленческий процесс, усиление государственного влияния на функционирование всех форм земельной собственности при строгом соблюдении прав и законных интересов участников земельных отношений.