К чему приведет ужесточение наказания за нарушение трудового законодательства?

С таким вопросом Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР Пшикан Таов обратился к своим коллегам в субъектах Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года изменений в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающих ответственность за нарушение трудового законодательства.

Важным изменением стало увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с двух месяцев до одного года, что позволит контролирующим органам увеличить показатели по количеству привлекаемых к ответственности работодателей.
Представлена в новой редакции ст. 5.27 КоАП, которой применяется дифференцированный подход к наложению административного наказания в зависимости от вида нарушения.
Так, с 1 января 2015 года за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателю на первый раз могут вынести предупреждение. Уходит в прошлое положение о приостановлении деятельности на срок до 90 суток.
Вводится административная ответственность в виде штрафов за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателей, за уклонение от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения.
За повторное нарушение государственных нормативных требований труда физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предусмотрены  штрафы от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридическим — от 50 тыс. руб. до 70 тыс. руб.. Повторное нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте или допуск работника к работе без знаний требований охраны труда оценивается гораздо строже. Индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы в размере от 30тыс. руб. до 40 тыс. руб., юридические лица — от 100 тыс. руб. и до 200 тыс. руб. или дисквалификацией на три года.
Бизнес-омбудсмен П. Таов считаем целесообразным выработать четкие критерии правовой оценки выявляемых нарушений с целью предупреждения злоупотреблений предоставленными полномочиями контрольно-надзорными органами, а также нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
«Необходимо исключить двойное толкование положений нового административного законодательства о труде с тем, чтобы избежать разночтений, возможности привлечения к административной ответственности за любую оплошность, длительных судебных разбирательств, — говорит он. – Уже сегодня возникают трудности по определению в каждой конкретной ситуации, являются ли отношения трудовыми или гражданско-правовыми. Вызывает сомнение, что оценка гострудинспекторов будет объективной и обоснованной. На это указывает и сложившаяся негативная практика, когда, например, инспекторы госпожарнадзора, придираясь к любым мелочам, выставляют огромные штрафы».
По его мнению, возможно, следовало не ужесточать административную ответственность, а, пользуясь опытом других стран, ввести стимулирующие меры по обеспечению требований трудового законодательства.
Например, в форме субсидий при приобретении и установке новых, безопасных видов оборудования, не оказывающих вредного и опасного воздействия на здоровье работников; при внедрении компаниями новейших методов производства и организации труда. Или стимулирование, связанное с размерами страховых взносов, что напрямую может заинтересовать предпринимателей в сокращении травматизма и связанных с производством заболеваний, в проведении мероприятий по их предотвращению
П. Таов подчеркнул необходимость совместными усилиями организаций, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, других заинтересованных сторон выработать предложения по минимизации последствий введения изменений в КоАП за нарушения трудового законодательства для субъектов предпринимательской деятельности.