Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике за 2016 год

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 


 ДОКЛАД

 

Уполномоченного по защите прав предпринимателей

в Кабардино-Балкарской Республике по итогам деятельности

за 2016 год

 

 Нальчик, 2017 год

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. ИНСТИТУТ …………………………………………………………………3
  2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………5
  3. Работа Уполномоченного, связанная с проведением мероприятий по предотвращению нарушений прав и законных интересов                                                                                                                                                                           субъектов предпринимательской деятельности и восстановление, в пределах компетенции, их нарушенных прав……………………………………5
  4. Количественные и качественные показатели работы с обращениями, истории успеха……………………………………….15
  5. Проблемы предпринимателей, связанные с массовым нарушением законодательства или массовыми ошибками правоприменительной практики.
  6. Предложения по решению/результат……………………..17
  7. Результат работы регионального Уполномоченного по вопросам\проблемам,                                                                                                                                                                                                                                                                           обозначенным в докладе руководителю субъекта в 2016 году……………………………………………….…21
  8. Предложения по повышению эффективности деятельности института уполномоченных (проблемы\решения)…………………22

 

  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ-РЕШЕНИЯ……………………………………….……22

 

 

 


          «Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым   вопросом.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Именно вот этим – свободой предпринимательства, расширением этой свободы                                                                                                                                                                                                                                                                               мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать».

 Из ежегодного послания Президента РФ

 Владимира Владимировича Путина

 Федеральному собранию.

3 декабря 2015 года.


 I. ИНСТИТУТ

 

Формирование института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. №294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правовой статус, права и обязанности регионального Уполномоченного определены Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 года №38-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике Ю.С. Афасижев (далее – РУП) назначен  на должность Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики   от 18 декабря 2015 года №185-УГ.

В соответствии со ст. 9 Закона КБР № 38 от 17 апреля 2013 г. должность РУП является государственной должностью Кабардино-Балкарской Республики. Материальные и социальные гарантии РУП, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики на уровне гарантий, установленных для министра Кабардино-Балкарской Республики.

Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности РУП осуществляется за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. РУП  и служба по обеспечению его деятельности (далее – служба), входящая в структуру Администрации Главы КБР, занимают отдельное помещение. Штат составляют 5 единиц: консультант и эксперт-специалист, замещающие должности государственной гражданской службы, и 3 ведущих советника.

В состав аппарата РУП входит Общественная приемная, оказывающая консультативную и информационную помощь субъектам предпринимательской деятельности. Методическое сопровождение деятельности Общественной приемной осуществляется службой.

В соответствии с федеральным и региональным законодательством  при РУП созданы  Экспертный и Общественный советы, действующие                                       на общественных началах. Для участия в их деятельности привлечены  представители органов государственной власти, предпринимательского сообщества, специалисты в области права, эксперты. В том числе – таких крупных всероссийских общественных объединений, как «Деловая Россия», «ОПОРА России», «Союз промышленников и предпринимателей».

В институт РУП входят  9 экспертов «pro  bono», осуществляющие на основе заключенных соглашений безвозмездную экспертную правовую помощь.

В каждом из 10 муниципальных районов и 3 городских округов действуют территориальные общественные помощники РУП, входящие от его имени в советы по предпринимательству, комиссии и рабочие группы по вопросам малого  и среднего предпринимательства.

Общественные помощники работают на общественных началах и являются помощниками РУП по рассмотрению поступающих в его адрес обращений предпринимателей в различных сферах регулирования предпринимательской деятельностью.

Ежемесячно для представления в аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей актуализируется информация «профиль региона», в том числе о количестве поступивших обращений и результатах их рассмотрения, других изменениях, связанных с укреплением института бизнес-омбудсмена в регионе. Региональный Уполномоченный принимает участие в мероприятиях, проводимых институтом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, взаимодействует посредством электронной связи    с его аппаратом, региональными Уполномоченными по актуальным вопросам предпринимательства.

В целях повышения эффективности взаимодействия с органами власти, институтами гражданского общества РУП заключено 20 соглашений, сформирована рабочая группа с участием Общественной палаты КБР  по формированию плана противодействия «деловой» коррупции.

РУП входит в составы Межведомственного совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Кабардино-Балкарской Республики, Совета по предпринимательству и инвестициям при Главе КБР, Общественных советов при Роспотребнадзоре     по КБР, Управлении службы судебных приставов по КБР, Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия при Министерстве экономического развития КБР, Правительственную комиссию по подготовке к проведению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

Обеспечивается информационное сопровождение деятельности РУП с целью  создания позитивного имиджа института уполномоченного в целом. При технической поддержке Администрации Главы КБР создан и  функционирует  официальный сайт РУП. Деятельность РУП освещается в СМИ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

«Несмотря на очевидные позитивные результаты

проводимой инвестиционной политики в рамках социально-экономического

развития республики, увеличения объемов предоставляемых

субсидий на реализацию инновационных проектов,

остается нерешенным ряд задач, связанных   с минимизацией

административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

                               (Из выступления

Главы Кабардино-Балкарской Республики

Кокова Ю.А. на координационном совещании

по обеспечению правопорядка и Совета

по экономической и общественной

 безопасности КБР).

 

 

Состояние малого и среднего предпринимательства  в Кабардино-Балкарской Республике

 

Малый и средний бизнес в Кабардино-Балкарской Республике  является одним из важнейших  секторов региональной экономики, влияющих на ее рост и качество жизни населения.

Сформированы региональные нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. При Главе Кабардино-Балкарской Республики образован и действует  Совет по предпринимательству и инвестициям.

Реализуется ряд государственных программ финансовой поддержки, в том числе  «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства»  государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия в КБР на 2014-2020 годы».

В рамках госпрограмм оказывается финансовая поддержка. Предоставляются  субсидии на возмещение затрат на ведение бизнеса,  в том числе по процентным ставкам по банковским кредитам, на приобретение оборудования в целях модернизации, на реализацию социально ориентированных проектов, поддержку субъектов предпринимательства   в агропромышленной сфере.

По оценке Минэкономразвития КБР,  годовой объем инвестиций вырос  в регионе  с 31,4 млн. рублей до 36,3 млн. рублей.

Предоставляются поручительства некоммерческой организацией «Гарантийный фонд КБР». В целях повышения  эффективности финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2016 году создана  некоммерческая микрокредитная организация «Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства».

 Развернута  работа по пересмотру административных процедур в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике, оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательства.

 Обеспечивается взаимодействие с образованной в 2016 году Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.

Сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства. В  том числе — 5 бизнес-инкубаторов  и первый  в России агропромышленный бизнес-инкубатор с учебным полигоном, автономная некоммерческая организация «Центр инноваций  социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики».

Введены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей,  стимулировать самозанятых граждан для выхода из тени. Принимаются меры по сокращению  контрольно-надзорных проверок.

 Согласно статистической отчетности прокуратуры  КБР, в 2016 году на 3021 сократилось количество плановых проверок (с 7201 до 4189),  в 8,7 раза – внеплановых (с 3182 до 364).

  На 78,4 млн. рублей выросли  по сравнению с аналогичным периодом 2015 года объемы налоговых поступлений от деятельности предпринимательства.

Пленумом Верховного суда РФ принято постановление, направленное    на обеспечение действенных организационно-правовых механизмов,                                                                                                                                                                                                позволяющих исключить использование уголовного преследования    в качестве средства для давления на предпринимательские структуры   и решения споров хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие  отрицательной динамики развития малого и среднего предпринимательства в республике, не отмечается и заметного  роста.

 На 1 января 2017 года, по оценке Управления Федеральной службы государственной статистики по КБР, в республике осуществляют деятельность 39 517 субъектов предпринимательства. В том числе  26 778 — это индивидуальные предприниматели и 12739 — юридические лица.

Из них, по данным налоговой службы, в 2016 году на налоговый учет в общей сложности стали 5689 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальных предпринимателей    и юридических лиц. Ликвидировано на 65 больше —  5754.

В целом количественные показатели субъектов предпринимательской деятельности не подвергаются резким колебаниям в сторону уменьшения       или увеличения по сравнению с предыдущими годами. Не претерпела принципиальных изменений структура предпринимательства. Малый бизнес в основном сосредоточен в сферах торговли, предоставления услуг населению, сельском хозяйстве.

Влияние на рост предпринимательства могут оказывать не только  риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, но и наличие иных проблем,  не позволяющих  закрепиться  на рынке, найти точку опоры для  реализации предпринимательского потенциала. Складывается схема, по которой, сколько убывает, — столько и прибывает.

Снизилось  финансовое  участие  федерального бюджета в инвестировании предпринимательства. По оценке Минэкономики КБР, размер федеральных субсидий в регионе по сравнению с 2015 годом уменьшился с 8462,6 млн. руб. до 7256,6 млн. рублей.

Не  до конца обеспечены интересы  субъектов предпринимательства в сфере финансово-кредитной поддержки, административно-правового регулирования.

Все еще велика зависимость  предпринимателей от  разрешающих      и контролирующих функций государственных и муниципальных органов. Многие  полагаются на личные связи  и покровительство чиновников.

Острыми остаются в республике вопросы, связанные с правоотношениями в сфере земельных и имущественных отношений, некачественным исполнением государственных и муниципальных функций и услуг, соблюдением регламента проверок субъектами естественных монополий, кадастровой оценкой, размещением нестационарных торговых объектов, развитием малых форм хозяйствования, недобросовестной конкуренцией.  Имеются сложности с внедрением новых, инновационных  технологий.

Существенное влияние на развитие предпринимательства также оказывают  неопределенность и изменчивость экономической среды, низкая заинтересованность  органов власти на местах в эффективном развитии предпринимательства, недостатки правоприменительной практики, которые выражаются в необоснованном применении норм права органами государственной власти.

Следует отметить также низкую  заинтересованность самих субъектов предпринимательства в области изучения законов и нормативных актов, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов и государственных структур, что, как известно, не освобождает, от ответственности.

По данным прокуратуры КБР, к уголовной ответственности    по экономическим статьям в 2016 году были привлечены  1133 лица, что на 89 меньше, чем в 2015 году.  Однако, если   сравнивать с 2014 годом, — то  количество преступлений экономической направленности   выросло   на 253.

По таким статьям экономической направленности, как  159 УК РФ – «мошенничество», в 2016 году было  совершено 828 преступлений,   что меньше на 2  по сравнению  с  2015 годом (830).  Отмечается рост  мошенничеств, совершенных группой лиц по предварительному сговору,  а равно с причинением значительного ущерба гражданину – с  55 до 89.

На 75 (с 281 до 206) сократилось количество преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ,  — изготовление, хранение, перевозка и сбыт поддельных денег и ценных бумаг.

По данным Управления исполнения наказаний по КБР, под стражу были заключены в 2016 году 8 субъектов предпринимательства, что на 19 меньше, чем в 2015 году.  Из них по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» — 6, по ст. 160 – «Присвоение или растрата» — 2.

Преступления в сфере экономики негативно отражаются  в целом на имидже предпринимательства. Тем более, что средства массовой информации  охотнее рассказывают об уголовном преследовании предпринимателей,   чем об успехах, социальной ответственности бизнеса.

Трудно подсчитать, сколько  на сегодня предпринимателей, или точнее, — самозанятых, работающих  на себя, остается в тени в республике. Согласно исследованиям, проведенным институтом бизнес-омбудсмена,  по России порядка 20 млн. человек, Российской Академии народного хозяйства   – 30 млн.

Исходя из официальной статистики, в республике зарегистрировано в 2016 году 44,5 тысячи безработных, что следует рассматривать, как потенциал для роста малого и среднего предпринимательства.

Одна из основных задач института бизнес-омбудсмена  на предстоящий период —  придать импульс  в поиске эффективных правовых  инструментов и методов решения проблем и вопросов в сфере предпринимательства во взаимодействии с органами власти, институтами гражданского общества с целью формирования благоприятного инвестиционного и делового климата, снижению административных барьеров.

 

  1. Работа Уполномоченного, связанная с проведением мероприятий по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и восстановление, в пределах компетенции, их нарушенных прав.

 

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике (далее – региональный Уполномоченный) деятельность по реализации основных задач, направленных на защиту, восстановление прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также на предупреждение нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляется                 в соответствии  с Федеральным законом   от 7 мая 2013 года №78-ФЗ  «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 года №38-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике».

В целях предотвращения нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и восстановления нарушенных прав  региональный Уполномоченный осуществляет  следующую деятельность.

1.1. Участвует в рассмотрении проектов нормативных правовых актов, в том числе в рамках процедур оценки регулирующего воздействия, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

В 2016 году Уполномоченным подготовлены 12 заключений  на действующие нормативные правовые акты и  проекты, в том числе:

— Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 2009 года №22-РЗ «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения на территории Кабардино-Балкарской Республики»;

— Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2012 года    №86-РЗ «О патентной системе налогообложения на территории Кабардино-Балкарской Республики»;

— проект закона Кабардино-Балкарской Республики «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Кабардино-Балкарской Республики»;

— проект закона Кабардино-Балкарской Республики «Об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2015 год»;

— проект закона Кабардино-Балкарской Республики «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

— постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики    от 29 апреля 2013 года №130-ПП «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Кабардино-Балкарской Республике»;

— План мероприятий («дорожная карта») на 2016 год по внедрению   в Кабардино-Балкарской Республике лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (лучшая практика «Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов нужной квалификации»);

 — План проведения экспертизы нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики на 2016 год;

— проект постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики «Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Кабардино-Балкарской Республики,     для предоставления юридическим лицам земельных участков в аренду   без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Главы Кабардино-Балкарской Республики»;

— проект постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О реализации отдельных положений Федерального закона  «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— проект постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О внесении изменений в Правила предоставления в Кабардино-Балкарской Республике в 2013-2020 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства».

По инициативе  регионального Уполномоченного в План мероприятий    по проведению экспертизы действующих нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской                                и инвестиционной деятельности, был включен  Закон  КБР  от 29 ноября     2012 года № 86-РЗ «О патентной системе налогообложения на территории КБР» с целью выявления положений, препятствующих ведению предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Это позволило сформировать экспертное заключение по вопросам, позволяющим установить, насколько полезны эффекты от применения патентной системы налогообложения, ясны и понятны нормы обсуждаемого закона, есть ли в нем положения, затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Бесспорным преимуществом патента является уплата всего одного налога и возможность уплаты в два этапа, упрощение всех процедур, связанных с бухгалтерским учетом и налоговой отчетностью, что также послужит  стимулом для выхода из «тени»  самозанятых граждан.

Позиция регионального Уполномоченного и предложения по расширению видов деятельности, применяющих патентную систему налогообложения, были учтены при принятии законов  Кабардино-Балкарской Республики «О налоговой ставке в размере      0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории КБР» от 15 ноября 2016 года №49-РЗ   и «О внесении изменений в статью 2 и приложение к Закону КБР «О патентной системе налогообложения  на территории КБР»  от 15 ноября 2016 года №50-РЗ, вступивших в силу 1 января 2017 года.

В расширенный перечень видов предпринимательской деятельности,  в отношении которых  применяется налоговая ставка в размере 0 процентов  при  упрощенной системе налогообложения, вошли также рекомендованные региональным Уполномоченным.

В том числе: ремонт ювелирных изделий; монофоническая   и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск; услуги поваров   по изготовлению блюд на дому; оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные); услуги по зеленому хозяйству   и декоративному цветоводству.

При формировании на 2016 год Плана мероприятий по внедрению  лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата  была  учтена  позиция регионального Уполномоченного о необходимости внедрения передового опыта по обеспечению качества и доступности трудовых ресурсов для региональной экономики.

1.2. В целях повышения эффективности обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности региональным Уполномоченным при рассмотрении жалоб обеспечивалось взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В том числе региональный Уполномоченный обращался за разъяснениями  к должностным лицам органов государственной и муниципальной власти, иным сторонам по вопросам, подлежащим выяснению в рамках рассмотрения обращений предпринимателей. Было направлено 45 запросов для уточнения изложенных в обращении фактов, представления необходимых для  их рассмотрения  документов  и материалов.

Расширяются правовые инструменты в рассмотрении обращений субъектов предпринимательства. Возросло количество обращений, к рассмотрению которых привлекаются эксперты pro-bono — юристы, осуществляющие  профессиональную безвозмездную  правовую помощь.

На основе достигнутых соглашений получила распространение  практика участия прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике в рассмотрении жалоб субъектов предпринимательской деятельности, поступающих для рассмотрения по существу от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или непосредственно на имя регионального Уполномоченного.

Это дает возможность обеспечить всестороннее рассмотрение жалоб, задействовать правовые инструменты, связанные с применением мер прокурорского реагирования, а также привлечением к ответственности  должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства, контролировать ход устранения выявленных нарушений прав предпринимателей.

Эффективным средством для решения наиболее проблемных вопросов являются личные приемы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемые прокурором Кабардино-Балкарской Республики КБР                   О.О. Жариковым совместно с региональным Уполномоченным. Принятые    к рассмотрению жалобы берутся под контроль прокурора КБР.

По результатам проведенных проверок прокуратурой КБР была поддержана позиция регионального Уполномоченного о нарушении действующего законодательства в отношении ряда субъектов предпринимательской деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг, а также при проведении следственных действий органами правопорядка.

Всего за период 2015-2016 годы  по результатам совместного личного приема с прокурором КБР было рассмотрено 18 обращений субъектов предпринимательской деятельности.

В рамках соглашения о взаимодействии в филиалах ГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных                 и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики» в зонах обслуживания бизнеса для регионального Уполномоченного и его общественных представителей предоставлена возможность осуществления личного приема субъектов предпринимательской деятельности.

Начиная с октября 2016 года, по утвержденному графику приемы проведены в шести филиалах МФЦ КБР. По результатам заявителям давались разъяснения, в том числе касающиеся прав на участие в программах господдержки, заключения договоров аренды на земли сельхозназначения, получения кредитных ресурсов. Обращения, требующие объективного                  и всестороннего рассмотрения, были изложены в письменной форме                          и приняты   для дальнейшей работы.

Всего по результатам личных приемов регионального Уполномоченного, обращений в Общественную приемную, действующей при региональном Уполномоченном, а также  приемов, осуществляемых общественными помощниками в муниципальных образованиях республики, было  предоставлено 78 консультаций по ведению предпринимательской деятельности, выстраиванию линии защиты по восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

Такая форма деятельности, как личные приемы, способствует популяризации  института Уполномоченного, росту доверия, выявлению системных проблем, обеспечивает во многих случаях необходимую оперативность принятия мер.

Анализ устных обращений свидетельствует о недостаточной информированности  субъектов предпринимательства о мероприятиях по государственной и муниципальной поддержке, закупкам товаров, работ, услуг для госнужд, об имуществе, предназначенном во владение или пользование субъектами малого и среднего бизнеса.

1.3. В целях предотвращения нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательства, формирования благоприятной деловой и инвестиционной среды региональный Уполномоченный  принимает активное участие в работе консультативно-совещательных органов при Главе Кабардино-Балкарской Республики, общественных советов при органах власти, а также мероприятиях Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

Это дает возможность высказать свою позицию по наиболее актуальным проблемам предпринимательства, участвовать в разработке предложений и рекомендаций,  являющихся обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти   и органами местного самоуправления.

Предложения регионального Уполномоченного по внедрению риск-ориентированного подхода в осуществлении регионального контроля (надзора), повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями,  а также информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях кредитования,  проведения  на площадках бизнес-инкубаторов семинаров                  о преимуществах новых кредитных продуктов и возможностях их получения нашли отражение  в рекомендациях участников «круглых столов» Комитета Парламента КБР  по экономике, инвестициям и предпринимательству                       на темы: «О ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2008 года №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Кабардино-Балкарской Республики» и «Новое в условиях кредитования малого и среднего предпринимательства».

Несмотря на принимаемые меры, проблемным вопросом остается проведение внеплановых проверок, последствиями которых может стать разрушение бизнеса вследствие налагаемых санкций и размеров штрафов. Действующая система кредитования оказывается недоступной либо из-за отсутствия достаточной информации, либо условий кредитования.

На совместных заседаниях Межведомственной рабочей группы   и Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса  при прокуратуре КБР по инициативе регионального Уполномоченного рассматривались в 2016 году следующие вопросы:

— о нарушении налоговыми органами пункта 8 ст. 76 Налогового кодекса об отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих факт взыскания;

— о нарушениях прав  субъектов предпринимательской деятельности в сфере земельных правоотношений;

— о необоснованных отказах, волоките и злоупотреблениях энергетических и газовых  компаний при заключении договоров на поставку и подключение к сетям энергоснабжающих организаций;

— о практике предъявления субъектам предпринимательской деятельности дополнительных требований, не предусмотренных действующим законодательством, при заключении с органами местного самоуправления договоров  на размещение нестационарных торговых объектов.

1.4. Во взаимодействии с институтами гражданского общества региональным Уполномоченным проводились мероприятия по обеспечению общественного контроля по надлежащему правоприменению действующих нормативных правовых актов, затрагивающих сферу предпринимательской деятельности.

Широкое обсуждение с привлечением экспертов получила система определения кадастровой стоимости  земельных участков в соответствии    с действующими нормативными правовыми актами.

Последняя актуализация кадастровой стоимости земельных участков  на территории Кабардино-Балкарской Республики была утверждена постановлением Правительства КБР от 27 декабря 2012 года №293-ПП   «О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель  населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики». Указанное постановление вступило в силу 1 января 2013 года,  однако его правоприменение выявило множество, порой трудноразрешимых, проблем.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с целью  налогообложения, а также для определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.  От кадастровой оценки напрямую зависит размер имущественного налога.

По мнению экспертов,  используемый метод имеет ряд погрешностей, которые приводит к искажению данных, масштабно затрагивает интересы субъектов предпринимательской деятельности, так как кадастровая стоимость порой  превышает рыночную в несколько раз.

Так, если земельный участок мог стоить до 2013 года  около 130 тысяч рублей, то при  переоценке вырос в цене почти на 92 процента и составил без малого 11 млн. руб.

На основе актуализации кадастровой стоимости земли от 20 до 70  процентов выросла стоимость аренды земельного участка, под которыми находятся нестационарные торговые объекты в г.о. Нальчик.

В настоящее время результаты кадастровой оценки могут быть оспорены  юридическими и физическими лицами двумя способами: в досудебном и судебном порядке в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1988 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По данным Росреестра по КБР, в  период  за 2014-2016 годы  в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости  для рассмотрения было принято  131 заявление по 250 объектам недвижимости, из них положительно рассмотрены  по 179 объектам недвижимости. Только в 2016 году было принято 112 заявлений, что в 9,8 раза больше, чем в 2015 году.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237 «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с которым  вводится институт государственных оценщиков и полномочия   по определению кадастровой стоимости передаются государственным бюджетным учреждениям.

Вместе с тем, вводится  новая норма, согласно которой юридические лица смогут оспорить кадастровую оценку только в судебном порядке. Однако имеющиеся примеры, когда месяцами тянутся судебные разбирательства по оспариванию кадастровой стоимости, позволяют спрогнозировать увеличение судебной нагрузки по рассмотрению данной категории дел. При этом субъекты предпринимательской деятельности  будут нести убытки в связи с финансовыми издержками, а  возможно, поставлены перед выбором  закрытия бизнеса.

В целях предупреждения  негативных последствий вследствие ошибок при определении кадастровой оценки  необходимо  повысить качество муниципального контроля за землями, используемыми без надлежащего оформления, обеспечить прозрачность и доступность информации,  в том числе через сеть Интернет, о процедурах государственной кадастровой оценки  объектов недвижимости.

Органами местного самоуправления устанавливаются неоднозначные формулировки:  «под общественную застройку», «для общественно-деловых целей», «общественно-деловая застройка», «для иных целей»,     «для служебного помещения», «под нежилым сооружением», — которые приводят к ошибкам при определении кадастровой стоимости, к длительным судебным разбирательствам.

Пришлось столкнуться с мнением, что утвержденный приказом Минэкономразвития России  от  01.09.2014 № 540 классификатор видов разрешенного использования земельных участков носит обобщенный характер.  В том числе, вид разрешенного использования земли «для сельскохозяйственного использования» не дает возможности для оценки установления обоснованной арендной платы. Отмечен случай, когда  местная администрация  сельского поселения  использовала формулировку «под пашню», не включенную в  указанный классификатор.

Подобные уточнения могут привести к далеко идущим последствиям.   Так, субъект предпринимательской деятельности сначала был обвинен контрольным органом в нецелевом использовании земли, а затем на основании этого собственник имущества, сам же установивший вид разрешенного использования, не включенный     в классификатор, отказал ему в продлении договора аренды.

 Необходимо повысить административную ответственность должностных лиц за внесение данных, не соответствующих виду разрешенного использования земельных участков утвержденному классификатору. Также следует принять меры по повышению профессионального уровня государственных (муниципальных) служащих, ответственных за предоставление услуги    в части земельных вопросов.

Проведен мониторинг по определению эффективности моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности, установленный в соответствии                           с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  в отношении субъектов предпринимательской деятельности,  у которых по итогам предшествующих  трех лет не выявлено существенных нарушений требований, установленных законодательством РФ, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни  и здоровью граждан.

Мораторием на проверки таких контрольно-надзорных органов, как Управление Роспотребнадзора по КБР, Управление Россельхознадзора по КБР, Управление Росприроднадзора по КБР, ГУ МЧС России по КБР, воспользовались более сорока субъектов предпринимательской деятельности. Проведенное исследование  показало, что запрет на проверки в отношении добросовестных предпринимателей приносит пользу, позволяет стабилизировать бизнес.

В республике реализуется установка Президента РФ  о сокращении количества  контрольно-надзорных проверок в два раза, соответственно,  сокращается и количество штрафов. Вместе с тем,  анализ показал  необходимость расширения моратория на  проверки, регулируемые ФЗ №294, внедрения риск-ориентированного подхода в отношении приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора),  внедрения системы оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, повышение уровня межведомственного взаимодействия.

В целях повышения эффективности общественного контроля правоприменения действующих нормативных правовых актов в сфере  предпринимательства обеспечено членство общественных помощников регионального Уполномоченного в муниципальных совета по предпринимательству, конкурсных комиссиях по финансированию проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, по распределению грантов по малому и среднему предпринимательству, а также комиссии местной администрации г.о. Нальчик по урегулированию разногласий, возникших по результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.

1.4. Региональным Уполномоченным ведется работа по повышению правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности,  продвижению значимости роли бизнес-омбудсмена и его функций.

В 2016 году проведено 6 обучающих семинаров. Общая численность участников просветительской деятельности регионального Уполномоченного составила около 250 человек.

В том числе в соответствии с решением заседания постоянно действующего Координационного совещания   по обеспечению правопорядка и Совета по экономической   и общественной безопасности КБР, утвержденного Главой КБР от 11 июля 2016 года №55-РГ, региональный Уполномоченный принял меры  по расширению проведения выездных обучающих семинаров для субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, контрольно-надзорных органов по вопросам реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года и №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

В целях популяризации института Уполномоченного проведены также выездные семинары и семинар для учащихся Молодежной бизнес-школы «Деловой России» по вопросам компетенций института Уполномоченного по защите прав предпринимателей  по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и восстановлению нарушенных прав.

Инструментом повышения правовой грамотности субъектов предпринимательства, позитивного имиджа института бизнес-омбудсмена является информационное сопровождение деятельности регионального Уполномоченного.

Использование информационных ресурсов, в том числе сети Интернет, позволило сформировать открытую площадку для информирования субъектов предпринимательства, институтов гражданского общества о  реализации основных задач по защите прав  и законных интересов предпринимателей, об историях успехах в рассмотрении обращений, а также  послужило трибуной для заявлений о позиции института бизнес-омбудсмена по вопросам реформирования контрольно-надзорной деятельности, уголовно-процессуального, налогового  законодательства.

В 2016 году в региональных средствах массовой информации, на сайтах федерального Уполномоченного и регионального Уполномоченного  было размещено 170 информационных материалов с упоминаниями о деятельности регионального Уполномоченного. В настоящее время с учетом  необходимости повышения эффективности реализации задач, стоящих перед региональным Уполномоченным, ведется работа по расширению информационного пространства через социальные сети, обновлению содержания официального сайта во взаимодействии с органами государственной власти, территориальными управлениями контрольно-надзорных органов, в том числе – информирование о меняющемся законодательстве.

1.5. В целях взаимодействия с институтом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, совершенствования и укрепления института бизнес-омбудсмена на региональном уровне, повышения эффективности деятельности в реализации основных задач региональный Уполномоченный принимал участие в VII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей   по итогам за  2015 год,  VIII Всероссийской конференции  на тему: «Новая уголовная политика в экономической сфере: ожидания бизнеса», а также в проекте «Защита прав предпринимателей от коррупционных практик   на муниципальном уровне в Российской Федерации» (ПРЕКОП II) по вопросу: «Виды коррупции, затрагивающие предпринимателей в Российской Федерации на региональном  и муниципальном уровнях».

Региональный Уполномоченный также принимал участие в режиме видеоконференции в организационном совещании Правительства Российской Федерации по вопросу «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Постоянное обучение по ключевым вопросам деятельности бизнес-омбудсменов, участие в мероприятиях по обсуждению проблем развития и поддержки предпринимательства  способствуют сохранению и повышению уровня оперативной навыков и знаний в сфере осуществляемой деятельности, предотвращению коррупционных практик в отношении предпринимателей, нарушению их прав и законных интересов.

  1. Количественные и качественные показатели работы с обращениями, истории успеха.

В  основе деятельности  регионального Уполномоченного по решению основных задач по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, восстановлению их нарушенных прав лежит работа с обращениями.

На имя регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике в 2016 году поступило 62 обращения,  из них  39  письменных заявлений о нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. В том числе  1 уголовной направленности и 1 административной – непосредственно от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова.

 Количество обращений, в том числе письменных и устных, по сравнению с 2015 годом увеличилось вдвое. По состоянию на 1 февраля 2017 года восстановлены полностью или частично права 20 субъектов  предпринимательской деятельности, что на  шесть больше   по сравнению с 2015 годом.

 По 9 письменным обращениям в ходе рассмотрения факты нарушения прав и законных интересов предпринимателей не нашли должного подтверждения или было отказано в рассмотрении в установленный законные сроки в связи с мотивированными основаниями, предусмотренными федеральным и региональным законодательством об уполномоченных.

По пяти обращениям для восстановления прав и законных интересов требуется совершенствование действующего нормативно-правового законодательства.   Два обращения для разрешения по существу потребовали  продления сроков рассмотрения с участием  прокуратуры КБР и УФАС   по КБР, три  на  конец 2016 года оставались на контроле в связи с процедурой урегулирования спора в судебном порядке.

Росту количественных и качественных показателей способствовало возросшее доверие к институту бизнес-омбудсмена, популяризация  его деятельности в средствах массовой информации, а также  совершенствование форм и методов рассмотрения обращений, над повышением эффективности которых работа будет продолжена. В том числе – использование  специальных полномочий по участию в суде в качестве третьих лиц, в проверках с письменного согласия субъекта предпринимательской деятельности.

С другой стороны, рост  обращений свидетельствует, что в республике не до конца решены задачи по устранению административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, несмотря на очевидные позитивные результаты по формированию благоприятного делового и инвестиционного  климата.

Обращения связаны с имущественными и земельными правоотношениями, кадастром, получением средств господдержки, результатами  контрольно-надзорных проверок, дополнительных требований при оформлении разрешительной документации, заключением договоров на размещение нестационарных торговых объектов, волокитой в рассмотрении заявлений следственными органами, где потерпевшей стороной являются субъекты предпринимательской деятельности.

Значительная часть обращений говорит о формальном подходе органов власти, должностных лиц  или ведомств к поддержке предпринимательства. Порой принимаются решения, от которых зависит само существование бизнеса.

Региональным Уполномоченным совместно с привлеченными экспертами была выстроена линия по восстановлению нарушенных прав ООО, занимающегося швейно-трикотажным производством.

Согласно  пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1.2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 года №102-РЗ «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

На основании указанных норм нежилое здание ООО было включено региональным нормативным правовым актом в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, как соответствующее признакам  торгового комплекса (центра).

Судом первой инстанции было установлено, что спорное нежилое здание  расположено на земельном участке, который имеет вид разрешенного использования «для производственных целей», и не предполагает возможности размещения на нем торговых  объектов. Данное нежилое здание используется обществом для размещения складов и цехов в производственных целях. Суд пришел к выводу, что оно не может быть отнесено  к торговому комплексу (центру)  и удовлетворил иск общества, на которого неправомерно  были возложены обязанности  по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Верховный суд Российской Федерации  апелляционным определением  оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Региональный Уполномоченный  обратился в прокуратуру КБР в связи  с длительным непринятием мер по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших противоправные действия в отношении  субъекта предпринимательской деятельности, занимающегося поставкой зерна. Была похищена его автомашина с 15 тоннами  семян кукурузы, предназначенных в счет исполнения договора поставки. Однако по данному факту  неоднократно выносились необоснованные и преждевременные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Для установления  очевидных нарушений законности потребовалось обращение  в прокуратуру.

Были восстановлены нарушенные права субъекта предпринимательской деятельности на реализацию заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта. Решением комиссии  по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц, имеющих намерение разместить нестационарные объекты  торговли, общественного питания и по оказанию иных услуг муниципальному Управлению потребительского рынка было рекомендовано  включить в схему размещения НТО павильон, на установку которого претендовал  предприниматель А.

При этом было оговорена необходимость согласования с  Министерством культуры КБР, так как подведомственное ему учреждение находилось в непосредственной близости от утвержденного места размещения НТО. Однако процесс согласования начался после заключения договора с предпринимателем, который успел потратить 425 тысяч рублей на создание НТО. Несмотря на это, ему было предложено остановить работы и ждать, когда появится возможность определения нового места для  размещения павильона.

 На основании собранных материалов в рамках рассмотрения жалобы региональный Уполномоченный обратился в прокуратуру КБР с просьбой проверить законность действий местной администрации. Надзорный орган разделил его позицию о нарушении прав и законных интересов предпринимателя.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью  в Российской Федерации» не предусмотрено согласование собственником земельного участка размещения нестационарного торгового объекта  с собственниками прилегающих зданий и сооружений.

  Предпринимателю М. местная администрация  на протяжении нескольких лет ежегодно продлевала договор на право размещения нестационарного торгового объекта. В январе 2016 года вступил в силу  новый порядок, в соответствии с которым договор должен заключаться путем открытого конкурса.

М. проиграл  другому претенденту, хотя был уверен, что ему зачтутся     в качестве дополнительных баллов  его усилия и затраты по обустройству павильона, закупке торгового оборудования. Посчитав результаты конкурса несправедливыми, предприниматель обратился к региональному Уполномоченному за защитой своих прав и законных интересов.   При содействии УФАС по КБР удалось установить, что М.  баллы, служащие критериями оценки, в нарушение закона о конкуренции были занижены.

  1. Проблемы предпринимателей, связанные с массовым нарушением законодательства или массовыми ошибками правоприменительной практики. Предложения по решению/результат.

 Нестационарная торговля в условиях региональной экономики является одним из наиболее востребованных видов предпринимательской деятельности и одной из наиболее проблемных.

 К региональному Уполномоченному  обратился  председатель   Ассоциации предпринимателей г. Нальчика «Взаимодействие» Ж. Губачиков в интересах большой группы предпринимателей, для которых непонятной и запутанной оказалась процедура пересмотра  предмета договора, методика определения базовых ставок и коэффициентов, используемых для установления арендной платы, что привело к росту стоимости аренды   в десятки раз.

   С учетом актуальности вопросов регулирования размещения нестационарных торговых объектов региональным Уполномоченным было инициировано образование при администрации г.о. Нальчик рабочей  группы по рассмотрению проблем в сфере регулирования нестационарной торговлей, выработке предложений по установлению понятной методики расчета стоимости аренды.

 На основе действующего законодательства необходимо  упорядочить систему заключения договоров на размещение НТО, не допуская  финансово-экономического ухудшения положения предпринимателей. Муниципальным органам самоуправления при изменении порядка заключения договоров следует проводить широкую разъяснительную работу, привлекать представителей гражданского общества к публичному обсуждению.

Восстановлены права предпринимателя на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в сфере АПК, которому  было отказано    на основании отсутствия письменного согласия на осуществление проверок соблюдения получателем условий, цели и предоставления гранта    в соответствии с Бюджетным кодексом.

  Заявитель посчитал это формальным поводом для отказа и дополнительным требованием, так как он являлся кандидатом, а не получателем гранта. После вмешательства регионального Уполномоченного  Министерство сельского хозяйства КБР во избежание неправильного толкования условий предоставления гранта пообещало внести соответствующие изменения в заявки, заполняемые претендентами на получение средств господдержки.

Позицию регионального Уполномоченного  поддержала прокуратура КБР, которая в ходе проверки выявила нарушения прав предпринимателя, выразившееся в незаконном отказе в участии в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия в КБР на 2014-2020 годы».

 Проблема, затронутая в  обозначенной жалобе, затрагивала интересы многих кандидатов на участие в конкурсных отборах на получение  средств господдержки в сфере АПК.

 Достигнутый результат позволил снять один из административных барьеров  в допуске к участию в госпрограммах, когда претенденты получали уведомления с отказами принять документы по причине непредставления письменного согласия на проверки соблюдения получателем условий, цели и предоставления гранта до результатов конкурсного отбора.

Участились случаи, когда энергоснабжающие организации предпринимают действия по ограничению подачи электроэнергии и составлению актов о безучетном потреблении электрической энергии в нарушение установленного порядка.

 При осуществлении проверок и составлении актов электросетевая организация не извещает потребителя о месте и времени ее проведения, лишая его права присутствовать при их проведении, давать свои пояснения и возражения. В  результате возникают огромные суммы к обязательной оплате, оспаривать которые довольно сложно.

Между тем, согласно пункту 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012г. № 442, при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должно присутствовать лицо, осуществляющее безучетное потребление электрической энергии.

Независимо от того, кто проводит проверку (гарантирующий поставщик или сетевая организация), уведомление потребителя о предстоящей проверке является обязательным. Кроме того, в нарушение пункта 193 Основных положений № 442 в акте о безучетном потреблении не содержатся все необходимые сведения, обосновывающие  вносимые сведения для его составления.

Необходимо установить особую ответственность за нарушение сетевой организацией  данных  пунктов  нормативного правового акта.

При разрешении спорных ситуаций между бизнесом и властью    с положительной стороны зарекомендовала себя процедура медиации. Таким образом, удалось урегулировать  длительный спор.

Решением органа местного самоуправления предпринимателю предоставили на условиях договора аренды земельный участок под строительство.  Однако, когда стали появляться стены будущего торгового центра, собственник  муниципального имущества обратился  в Арбитражный суд с требованием признать строительство самовольным.

 На стадии арбитражного процесса судом было  утверждено мировое соглашение, согласно которому ответчик обязуется оформить правоустанавливающие документы на участок и на строящийся объект в соответствии с действующим законодательством, уплатить денежные средства за фактическое пользование землей, восстановить нарушенную в ходе строительства систему водоотведения. С этим условием истец отказывается от своих материально-правовых требований.

Разногласия, связанные с исполнением мирового соглашения, удалось решить при содействии регионального Уполномоченного.  Было найдено устраивающее стороны решение, связанное с исполнением  в полном объеме  ранее заключенного мирового соглашения, утвержденного Арбитражным судом.

Роль посредника (медиатора) — относительно новое направление работы регионального Уполномоченного, однако преимущества примирительных процедур очевидны. В дальнейшем планируется их развитие с помощью профессиональных медиаторов, Торгово-промышленной палаты, Арбитражного суда, что позволит субъектам предпринимательства избежать судебных и временных издержек.

В ходе рассмотрения жалоб выявлена проблема, которая носит массовый характер. На плательщиков страховых взносов выписываются штрафы, несоразмерные допущенному нарушению вследствие технической ошибки при составлении отчетности с использованием программных продуктов. Отделение Пенсионного фонда в КБР предложило урегулировать спор в судебном порядке, так как в законодательстве Российской Федерации  отсутствует норма, позволяющая не применять или применять не в полном объеме финансовые санкции, исходя из характера ошибки.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 января 2016 года     №2-П подпункт «а»   пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 г. №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключающие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям   1 (ч.1), 2,8 (ч.2), 19 (ч.1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч.1-3) и 55 (ч. 2-3).

Учитывая особую роль суда, Конституционный  суд РФ указал, что впредь, до внесения в правовое поле регулирование надлежащих изменений, принятие решений об учете смягчающих ответственность обстоятельств допускается  только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Вместе с тем, учитывая массовость допускаемых технических ошибок при  формировании отчетности во внебюджетные фонды,  необходимо  ускорить внесение соответствующих изменений в действующее законодательство, предусматривающее возможность индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

В ходе личных приемов регионального Уполномоченного или его представителей многие устные обращения касаются необходимости повышения информированности субъектов предпринимательства     о возможности  участия в госпрограммах по финансовой поддержке малого  и среднего бизнеса, отсутствия в свободном доступе информации   о муниципальном имуществе, предназначенном для передачи во владение      и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, ходе реализации муниципальных программ поддержки и развития малого  бизнеса,  а также отсутствия необходимой информации для начала ведения бизнеса   и его развития.

Необходимо на законодательном уровне обязать органы региональной государственной и муниципальной власти  публиковать в свободном доступе информацию об имуществе, предназначенном для передачи во владение                         и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Разработать программы, направленные на повышение информированности субъектов предпринимательства    о госпрограммах,  уровня консалтинговых услуг для субъектов предпринимательства.

Многие начинающие предприниматели действуют на свой страх    и риск, у них нет представлений о налогах, юридических аспектах ведения бизнеса, отсутствует информация, какие ниши лучше занять на рынке, какие ресурсы для этого нужны.

На официальных сайтах органов местного самоуправления необходимо своевременно обновлять информацию о реализации муниципальных программ поддержки и развития предпринимательства.

  1. Результат работы регионального Уполномоченного по вопросам\проблемам, обозначенным в докладе руководителю субъекта в 2016 году.

В докладе указывалось на необходимость формирования эффективной  инфраструктуры  поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающей оказание комплекса государственных и муниципальных услуг.

Кабардино-Балкария вошла в число сорока субъектов Российской Федерации, реализующих пилотный проект в рамках распоряжения  Правительства РФ от 21 апреля 2016 года №747-рп, которым утвержден  план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

18 октября 2016 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР Ю.С. Афасижев и руководитель Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Кабардино-Балкарской Республики» А.А. Афаунов подписали Соглашение о взаимодействии.   В каждом филиале МФЦ открыты окна для бизнеса, прием в которых совмещается с личным приемом Уполномоченного по согласованному графику.

  1. Предложения по повышению эффективности деятельности института регионального Уполномоченного.

Для повышения эффективности деятельности регионального Уполномоченного  в настоящее время ведется работа  по выдвижению кандидатур общественных помощников по отраслям права – имущественного, налогового, земельного, в области строительства, утверждению  должности руководителя аппарата (службы) по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР.

Также прорабатывается вопрос создания  Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции».

 

III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ-РЕШЕНИЯ

Проблематика Необходимые решения Перечень поручений
Механизм правовой реализации использования земель сельскохозяйственного назначения, отведенных под сдачу в аренду, в случаях наложения объекта культурного наследия на границы земельного участка.

 

ФЗ №73 от 25.06.2002 (в редакции от 03.07.2016 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

1.Предоставить право передачи в аренду без проведения торгов объекта культурного наследия арендатору земельного участка, на котором выявлен (расположен) такой объект.

2.При передаче объекта культурного наследия в аренду согласовать с арендатором условия, в соответствии с которыми арендатору не будет причинен значительный ущерб.

3.При согласовании условий составлять протокол согласования, в соответствии с которым арендатор, при возможности, не лишается права ведения хозяйственной деятельности или ограничивается с указанием конкретных запретов и ограничений.

1. Минкультуре КБР и органам местного самоуправления совместно создать электронную карту земель по КБР, на котором выявлены и расположены объекты культурного наследия

2. Определить точные границы расположения объектов культурного наследия и охранной зоны для этих объектов

3. Данные по единой карте объектов культурного наследия КБР с соответствующими обозначениями границ самого объекта и установленной охранной зоны с приложением приказов по согласованию установленных границ охранной зоны, разместить на официальном сайте соответствующего ведомства

На плательщиков страховых взносов выписываются штрафы, несоразмерные допущенному нарушению вследствие технической ошибки при составлении отчетности с использованием программных продуктов.

 

 

Внести изменения в подпункт «а»   пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 г. №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключающие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с целью  индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств Рекомендовать Комитету Парламента КБР  по экономике, инвестициям                                           и предпринимательству выйти                                         с  соответствующей законодательной инициативой
Отсутствует четкая и понятная методика определения стоимости  аренды для размещения нестационарных торговых объектов, что приводит к  финансовому ухудшению положения предпринимателей в данной сфере

 

На основе действующего законодательства необходимо  упорядочить систему  заключения договоров на размещение НТО, не допуская  финансово-экономического ухудшения положения предпринимателей.

Разработать единую методику стоимости аренды для размещения НТО. Муниципальным органам при изменении порядка заключения договоров следует проводить широкую разъяснительную работу, привлекать представителей гражданского общества   к публичному обсуждению, принять меры по обеспечению прозрачности и доступности процедуры утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, методики формирования  цен за аренду земельных участков под НТО

Минэкономики КБР совместно с органами местного самоуправления

 

Отсутствие в федеральном законодательстве четких критериев правового регулирования  предпринимательской деятельности, связанной   с  нестационарной торговлей,                           что приводит  к проблемам на региональном уровне.

В частности, не  прописаны порядок и условия заключения договоров на установку и размещение НТО

Необходимо внести изменения                                   в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в РФ, а именно:

— для каждой из категорий НТО закрепить срок договора;

— закрепить исчерпывающий перечень видов договоров для размещения НТО (договор аренды земли, помещения, договор на право осуществления торговой деятельности с использованием НТО);

— исключить возможность пролонгации договора на неопределенный срок;

-закрепить обязанность органа власти перезаключать договор с добросовестным предпринимателем;

— закрепить обязательное внесение в конкурсную документацию на право размещения НТО условие – только для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— закрепить обязанность органов власти предусматривать компенсаторные меры при внесении изменений в Схему размещения НТО, а также возможность устанавливать льготы для определенных категорий предпринимателей.

 

Рекомендовать Комитету Парламента КБР  по экономике, инвестициям и предпринимательству выйти с соответствующей законодательной инициативой

Отсутствие доступности к информации об имуществе, предназначенном для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства Разработать нормативный правовой акт, обязывающий размещение информации об имуществе, предназначенном для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

 

Минэкономики КБР,  Министерство по земельным и имущественным и отношениям КБР совместно с органами местного самоуправления
В ходе реализации договоров на право аренды земель сельхозназначения повышается арендная плата,  размер которой порой приводит  к ухудшению  финансового положений арендаторов Не допускать кратного увеличения арендной платы по заключенным договорам на право аренды земель сельхозназначения Органы местного самоуправления
Многие начинающие предприниматели действуют на свой страх и риск, у них нет представлений о налогах, юридических аспектах ведения бизнеса, отсутствует информация, какие ниши лучше занять на рынке, какие ресурсы для этого нужны.

Недостаточно информации в СМИ о положительных примерах развития бизнеса

Разработать программы, направленные на повышение информированности  начинающих субъектов предпринимательства о госпрограммах.

Расширить формы и методы оказания информационно-консультационной помощи, в том числе через размещение на официальных Интернет-ресурсах, средствах массовой информации.

Больше публиковать в СМИ материалов, посвященных примерам успешного бизнеса

 

Минэкономики КБР совместно с органами местного самоуправления, Госкомпечати по КБР
Недостаточно информации                              о реализуемых программах господдержки, возможностях  участия в них Повысить  информированность субъектов предпринимательства о реализуемых госпрограммах

 

Минэкономики КБР

Минсельхоз КБР

Органы местного самоуправления

Субъекты предпринимательской деятельности получают отказы на участие в аукционах на право заключения договора аренды на земли сельхозназначения по формальным основаниям, не предусмотренным Земельным кодексом. Принять меры по повышению профессиональной квалификации и ответственности должностных лиц, уполномоченных принимать решения об отказе или участии в аукционах на право заключения договоров аренды земель сельхозназначения Органы местного самоуправления
Вид разрешенного использования земли  порой не соответствует утвержденному классификатору, что  может привести к неправильному определению кадастровой стоимости земли и определению налога на имущество

 

 

Обеспечить соответствие вида разрешенного использования земли классификатору, утвержденному приказом Минэкономразвития России  от  01.09.2014 г. № 540.

Повысить уровень ответственности и профессиональной квалификации должностных лиц, к компетенции которых относится внесение в соответствующую документацию видов разрешенного использования земли. Проработать целесообразность  внесения изменений в приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года №50 с целью конкретизации вида разрешенного использования земли   «для сельскохозяйственного назначения»

Минэкономики КБР, органы местного самоуправления
Субъекты предпринимательской деятельности получают отказы на участие в конкурсном отборе на получение средств  господдержки в сфере АПК на основании отсутствия письменного согласия на осуществление проверок соблюдения получателем условий, цели и предоставления гранта в соответствии   с Бюджетным кодексом до объявления результатов конкурса.

 

Внести соответствующие изменения в форму заявки на участие в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия в КБР на 2014-2020 годы», исключающие двоякое толкование на  письменное согласие                  на осуществление проверок соблюдения получателем условий, цели   и предоставления гранта в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерство сельского хозяйства КБР
Отсутствует эффективная система оценки реализуемых государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства Разработать дополнительные критерии оценки эффективности  реализации программ государственной и муниципальной  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом  предложений бизнес-сообщества республики Минэкономики КБР, Минсельхоз КБР, органы местного самоуправления,

бизнес-сообщество

 

 

 

 

 

Уполномоченный по защите прав

предприни