Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике П.К. Таова по итогам деятельности в 2014 году


СОДЕРЖАНИЕ:
I. ИНСТИТУТ……………………………………………………………………………….. 3 стр.
1.Формирование института Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Кабардино-Балкарской Республике………………………………………………………………4 стр.
а) Цели и задачи регионального
Уполномоченного……………………………………………………………………………………………….4 стр.
б) Нормативная база. Организационное
и ресурсное обеспечение деятельности
регионального Уполномоченного……………………………………………………………………….4 стр.
в) структура института регионального Уполномоченного……………………………………5 стр.
г) Взаимодействие регионального Уполномоченного
с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации
по защите прав предпринимателей и его аппаратом,
органами государственной власти, органами местного
самоуправления, общественными объединениями
предпринимателей (соглашения о сотрудничестве,
совместные рабочие группы, комиссии и т.д.)…………………………………………………..15 стр.
д) Взаимодействие с органами власти,
общественными объединениями………………………………………………………………………..16 стр.
е) Информационное обеспечение
деятельности регионального Уполномоченного…………………………………………………..18 стр.
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ………………………….19 стр.
Состояние и поддержка малого
и среднего предпринимательства в КБР………………………………………………………………..20 стр.
Результаты опроса «Административный климат в КБР»……………………………………….23 стр.
Оценка условий ведения предпринимательской деятельности в КБР………………………26 стр.
Деятельность Уполномоченного по предотвращению
нарушений прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности …………………………………………………………………….37 стр.

I. ИНСТИТУТ
«…Для формирования совершенной системы государственных услуг для бизнеса необходимо время. А текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, – нужно решать уже сегодня все эти проблемы.
Именно поэтому также в контакте с бизнесом в России создаётся новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей – как отечественных, так и иностранных, хочу подчеркнуть. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
(Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме)
Впервые о создании института уполномоченных по защите прав предпринимателей было объявлено в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года за № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
22 июня 2012 года был подписан Указ Президента РФ №879 о назначении Титова Б.Ю. на должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
8 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
2 ноября 2013 спектр полномочий Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ был уточнен согласно Федеральному закону №294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время уполномоченные по защите прав предпринимателей работают во всех субъектах РФ, региональные законы об уполномоченных по защите прав предпринимателей на сегодня действуют в 81 субъекте РФ.

1. Формирование института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике
а) Цели и задачи регионального Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике являются:
— защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики;
— осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами в пределах предоставленных полномочий;
— содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
— взаимодействие с предпринимательским сообществом;
— участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

б) Нормативная база. Организационное и ресурсное обеспечение деятельности регионального Уполномоченного.
Деятельность регионального Уполномоченного регулируется Федеральным законом от 7 мая 2013 года №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 года №38-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике».
Таов Пшикан Кесович назначен на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике на основании Указа Главы Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2014 года № 90-УГ.
Таов П.К. является доктором экономических наук, Академиком РАЕН, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации, хорошо известен как общественный и государственный деятель.
В соответствии со ст. 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 года №38-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике» региональный Уполномоченный при осуществлении своей деятельности независим. Региональный Уполномоченный подотчетен Главе Кабардино-Балкарской Республики. Должность регионального Уполномоченного является государственной должностью Кабардино-Балкарской Республики.
Материальные и социальные гарантии регионального Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики на уровне гарантий, установленных для министра Кабардино-Балкарской Республики.
Уполномоченный назначается на должность Главой Кабардино-Балкарской Республики по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества. Учет мнения предпринимательского сообщества при назначении Уполномоченного обеспечивается в порядке, установленном указом Главы Кабардино-Балкарской Республики. Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
в) структура института регионального Уполномоченного
Служба по обеспечению деятельности регионального
Уполномоченного (аппарат)

Деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике обеспечивается соответствующей службой (аппаратом) из 5 человек. В их числе: консультант и специалист-эксперт, замещающие должности государственной гражданской службы, и 3 ведущих советника, чьи должности не являются должностями государственной гражданской службы.
Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности службы осуществляется Администрацией Главы Кабардино-Балкарской Республики, а счет средств республиканского бюджета.
Рабочие места оснащены необходимой оргтехникой, линиями междугородней, местной и правительственной связью.
Региональный Уполномоченный и служба по обеспечению его деятельности занимают отдельное помещение по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кулиева, 7, на основании договора аренды от 01. 10.2013 года №171.
Общественная приемная
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, данного на президиуме Государственного совета от 27 декабря 2012 года «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса» при поддержке и содействии Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики при региональном Уполномоченном открыта Общественная приемная.
Деятельность Общественной приемной обеспечивается аппаратом регионального Уполномоченного. Осуществляется ежедневный прием. Кроме того, по утвержденному графику прием еженедельно осуществляют члены Общественного совета при региональном Уполномоченном. Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности службы осуществляется Администрацией Главы Кабардино-Балкарской Республики за счет средств республиканского бюджета. Методическая поддержка – Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Общественная приемная решает задачи по организации:
— консультаций субъектом предпринимательской деятельности по вопросам, поднятым в обращении к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации;
— первичной экспертизы по обращениям;
— краткосрочных программ обучения в рамках вопросов защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
— распространения информации о типичных случаях нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности и способах их решения.
— по формированию отчетности по обращениям субъектов предпринимательской деятельности в целях дальнейшей аналитической обработки и разработки предложений по корректировке в сфере нормативного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
— по подготовке материалов (резюме конфликта, экспертного заключения и др.) для представления региональному Уполномоченному.
Общественная приемная в рамках осуществляемой деятельности имеет право:
-принимать заявления, жалобы ходатайства, поступающие в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и регионального Уполномоченного;
-разъяснять заявителю способы и порядок защиты нарушенных прав;
-готовить проекты запросов регионального Уполномоченного в случае необходимости получения информации от органов исполнительной государственной власти КБР и территориальных органов федеральной власти;
-вносить предложения по организации и проведению семинаров, круглых столов и иных мероприятий по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
-оказывать обратившимся субъектам предпринимательской деятельности помощь в соответствии с целями и задачами Общественной приемной.

По ходатайству регионального Уполномоченного органы местного самоуправления принимают меры по оказанию содействия в открытии общественных приемных в 13 городских округах и муниципальных районах республики.
Общественный совет при региональном Уполномоченном
В соответствии со ст. 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике» от 17 апреля 2013 года N 38-РЗ 17 региональный Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций.
Персональный состав совещательного органа, образуемого Уполномоченным, и положение о нем утверждаются Уполномоченным.
При Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике сформирован и действует на основании соответствующего положения Общественный совет, в который входят представители Парламента КБР, органов государственной исполнительной власти, региональных отделений общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», отраслевых объединений предпринимателей, бизнес-сообщества. Общественный совет возглавляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР Таов П.К.
Состав Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике:

Таов Пшикан Кесович — Уполномоченный по защите прав предпринимателей по защите прав предпринимателей в КБР (председатель);
Ажахов Каншоуби Музаринович -председатель правления коммерческого банка ООО «БУМ-Банк» (заместитель председателя);
Апшев Заур Борисович — депутат Парламента КБР;
Ахубеков Шамиль Асланбиевич — заместитель министра финансов КБР;
Баждугов Темиркан Артагович — заместитель министра экономического развития КБР;
Бесова Инна Юрьевна — генеральный директор «Реконстрой»;
Губачиков Жантемир Мухамедович — председатель городского Нальчикского объединения предпринимателей «Взаимодействие», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей в КБР;
Гукепшоков Мурат Хасанбиевич — декан юридического факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета им. Х.Бербекова;
Давыдова Елена Ивановна — консультант службы обеспечения деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР (ответственный секретарь);
Дадали Леля Цацимовна — член Ассоциации женщин-руководителей КБР;
Кильчуков Альберт Изатович — председатель регионального отделения «ОПОРА России»;
Пономаренко Роман Николаевич генеральный директор ООО «Севкаврентген-Д»
Хажуев Владимир Шамилович — президент регионального объединения «Союз промышленников и предпринимателей» в КБР;
Шаваев Артур Нажмудинович — председатель Ассоциации работодателей в сфере агропромышленного комплекса;
Шибзухов Мухамед Билялович- президент Ассоциации оптовых предприятий;
Шухостанов Мурат Амдулхамидович — директор Нальчикского филиала «Вымпелком»;
Эристов Мухамед Хажмуратович — директор ООО «Стройсервис»;
Войтов Алексей Иванович директор компании «Ай-Би-Си».

Общественный совет образован для обеспечения взаимодействия представителей власти и гражданского общества в целях повышения эффективности защиты прав предпринимателей Уполномоченным по защите прав предпринимателей в КБР.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской республики, региональными законами, указами и распоряжениями Главы КБР, правовыми актами Уполномоченного.
Решения Совета носят рекомендательный характер.
Совет является постоянно действующим совещательно-консультативным органом. Совет имеет собственный раздел на официальном сайте Уполномоченного.

Основными задачами Совета являются:
обеспечение открытости, прозрачности и публичности процедур рассмотрения обращений, поступающих в адрес Уполномоченного;
• обеспечение участия гражданского общества в экспертизе обращений предпринимателей, поступающих к Уполномоченному;
• обсуждение перечня направлений, по которым назначаются общественные представители Уполномоченного;
• обсуждение кандидатур представителей Уполномоченного по направлениям;
• обсуждение кандидатур общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей в муниципальных районах и городских округах КБР;
• выявление и анализ проблем во взаимодействии бизнеса и власти в сфере защиты прав предпринимателей;
• разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав предпринимателей;
• обсуждение ежегодного доклада Главе КБР о соблюдении прав предпринимателей в республике;
• обсуждение возможности и форм участия общественных организаций, осуществляющих функции по защите прав предпринимателей, в экспертизе обращений, поступающих в адрес Уполномоченного;
• обсуждение решений Уполномоченного о вынесении предписаний о приостановлении ненормативных актов региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
• обсуждение решений Уполномоченного о вынесении предписаний о временном отстранении либо дисквалификации должностных лиц за воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности должностными лицами, если это деяние не содержит признаков уголовно ¬наказуемого деяния.

Экспертный совет при региональном Уполномоченном
При Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике сформирован и действует на основании соответствующего положения Экспертный совет, в который входят авторитетные юристы, в том числе практикующие адвокаты, представители юридических служб региональных отделений общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», общественной организации «Деловая Россия». Экспертный совет возглавляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР Таов П.К.
Состав Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР:

Таов Пшикан Кесович — Уполномоченный по защите прав предпринимателей КБР (председатель);
Атмурзаев Рашид Алимович -адвокат (заместитель председателя);
Чеченов Муаед Гумарович — юрист, член Общественной палаты КБР (заместитель председателя);
Ажахов Анзор Каншобиевич -заместитель председателя правления «БУМ-БАНК» ООО
Атласкирова Изабелла Олеговна -юрист-консульт ООО «ОПОРА России»;
Васильченко Евгения Вячеславовна — исполнительный директор КБРО ООО «Деловая Россия»;
Дзамихов Рустам Исмаилович — адвокат;
Дикинов Мухамед Асланбиевич — заместитель председателя правления ООО «БУМ-БАНК»;
Додуев Далхат Аскерович -адвокат;
Евгажуков Хабас Алиевич — президент Адвокатской палаты КБР;
Карамурзов Мурат Заурбекович — юрист-консульт СПП КБР;
Кульбаев Тахир Расулович — начальник юридического отдела ООО «Заря»;
Хамукова Карина Султановна — начальник юридического отдела ООО «БУМ-БАНК»
Хочуев Даниял Хамитович- адвокат

Экспертный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР образован для экспертного и консультативного сопровождения деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской республики, нормативно-правовыми актами Кабардино-Балкарской республики, указами и распоряжения Главы КБР, правовыми актами Уполномоченного.
Решения Совета имеют рекомендательный характер.
Совет действует на постоянной основе.
Совет имеет собственный раздел на сайте Уполномоченного.
Основными задачами Совета являются:
* разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
* выявление и анализ системных проблем и коррупционных практик, приводящих к нарушению прав предпринимателей;
* подготовка информационно-аналитических материалов для публичного использования;
* подготовка докладов о ситуации с соблюдением прав предпринимателей, в том числе Ежегодного доклада;
* рассмотрение предложений по приостановлению нормативных и ненормативных актов, если таковые выносятся Уполномоченным для обсуждения на экспертном совете;
* обобщение результатов анализа правоприменительной практики и обращений бизнеса в части нарушения прав предпринимателей, а также проектов нормативных правовых актов;
* рассмотрение результатов деятельности региональных органов исполнительной власти по защите прав предпринимателей и результатов рассмотрения региональными органами исполнительной власти обращений Уполномоченного.
Pro bono public
Для повышения эффективности работы с обращениями предпринимателей при Уполномоченном создан институт экспертов «pro bono», который должен помочь в рассмотрении вопросов, связанных со сложными, запутанными обращениями, где существуют определенные нормативные пробелы и требуется более углубленное понимание предмета конфликта. На сегодня подписано 9 соглашений с юристами, являющимися специалистами в различных сферах деятельности: налоговое регулирование, недропользование, земельные отношения, градостроительство, лицензирование, государственные закупки, таможенное и антимонопольное регулирование, регулирование банковской и страховой деятельности, а также по таким видам экономической деятельности, как строительство, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, медицина, межотраслевые направления: вопросы правоохранительной деятельности, защита малого и среднего предпринимательства, вопросы противодействия коррупции, судебной практики.
Соглашения определяют общие принципы и обязательства сторон по оказанию безвозмездной правовой помощи по юридическому анализу обращений, поступающих на имя регионального бизнес-омбудсмена. Основанием для его заключения послужили рекомендации общественных организаций предпринимательства республики и документы, подтверждающие специальные знания, квалификацию и опыт в области юриспруденции.
Эксперты, подписавшие соглашения, на общественных началах обязаны подготовить правовое (экспертные) заключение по материалам дел, переданных им для рассмотрения. В случае необходимости, эксперты могут обратиться к Уполномоченному для направления от его лица запросов в органы власти в целях получения дополнительных материалов по существу обращения.
Кроме того, эксперты привлекаются к защите предпринимателей в судах в качестве третьей стороны, представляют экспертные заключения, отстаивая принципы объективности, справедливости и гласности при рассмотрении конфликтных вопросов.
Эксперты Pro bono public:

Атмурзаев Рашид Алимович — адвокат;
Додуев Далхат Аскерович — адвокат Кабардино-Балкарской коллегии адвокатов;
Бориев Сосланбек Асланбекович — адвокат Нальчикской коллегии адвокатов «Виндекс»;
Дзамихов Рустам Исмаилович — адвокат;
Елеева Джульетта Асланбиевна — адвокат Адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики;
Нартыжева Майя Хажмуратовна — адвокат;
Маирова Людмила Мушагидовна — заместитель руководителя аппарата Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики по правовым вопросам;
Хамдохов Эльдар Хазраталиевич — адвокат Адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики;
Хочуев Даниял Хамитович — адвокат Кабардино-Балкарской коллегии адвокатов.
Общественные помощники регионального Уполномоченного
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и ст.28. Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике» от 17 апреля 2013 года N 38-РЗ региональным Уполномоченным назначены общественные представители в 13 муниципальных районах и городских округах КБР и 1 городском поселении.
Порядок работы, полномочия, а также права и обязанности общественных представителей утверждаются Уполномоченным.
Общественные представители уполномоченного по защите прав предпринимателей выбраны из числа наиболее активных и успешных предпринимателей, пользующихся уважением у коллег и руководства местных органов власти, являются связующим звеном между представителями местного предпринимательского сообщества и региональным бизнес-омбудсменом.

Общественные представители регионального Уполномоченного:

Баксанский муниципальный район — Шибзухов Руслан Мухамедович
Зольский муниципальный район — Бжеников Руслан Рамазанович
Лескенский муниципальный район — Карданов Аслан Алиевич
Майский муниципальный район — Фогель Валерий Михайлович
Прохладненский муниципальный район — Абазехов Муазин Инженерович
Терский муниципальный район — Дуков Хажби Птухович
Чегемский муниципальный район — Сергеев Олег Николаевич
Черекский муниципальный район — Чочаев Руслан Хасанович
Эльбрусский муниципальный район — Афашокова Залина Мухадиновна
Урванский муниципальный район — Жемгуразов Руслан Анатольевич
г.о. Нальчик — Куршев Валерий Чамалович
г.о. Баксан — Бжеников Руслан Рамазанович
г.п. Терек — Кузовлев Алексей Николаевич
г.о. Прохладный — Можгин Владислав Владимирович

Организация деятельности общественных помощников в городских округах и муниципальных районах республики направлена на обеспечение доступности прав и полномочий института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, обеспечение в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления эффективности реализации задач, поставленных перед региональным Уполномоченным.
Деятельность общественных помощников осуществляется на основании соответствующего положения. Они выполняют представительские и экспертные функции, консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного. По ходатайству регионального Уполномоченного местными органами самоуправления оказывается содействие в открытии общественных приемных. Общественные помощники включены в советы при главах местных администраций по предпринимательству и инвестиционной политике, в состав конкурсных комиссий по финансированию проектов в сфере малого и среднего предпринимательства.
г) Взаимодействие регионального Уполномоченного с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его аппаратом, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей (соглашения о сотрудничестве, совместные рабочие группы, комиссии и т.д.)
Взаимодействие регионального Уполномоченного с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его аппаратом осуществляется в соответствии с утвержденным порядком.
Информационное взаимодействие осуществляется по электронной почте.
Ежемесячно до 30 числа текущего месяца в аппарат направляется актуализированная информация о деятельности регионального Уполномоченного «Профиль региона».
По поручению Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Титова региональным Уполномоченным проведена работа по минимизации негативных последствий изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налог на недвижимое имущество определяется исходя из кадастровой оценки.
Региональный Уполномоченный и сотрудники аппарата принимали участие в системной работе по совершенствованию работы института.
В том числе региональный Уполномоченный и сотрудник аппарата принимал участие 5-10 декабря в Четвертой Всероссийской конференции уполномоченных. Сотрудник регионального Уполномоченного принимал участие во всероссийских мероприятиях в рамках проекта «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик» — ПРЕКОП РФ.

д) Взаимодействие с органами власти, общественными объединениями

Региональный Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах, Уполномоченным по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики и иными лицами и организациями, в том числе уставной целью которых является защита прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством об уполномоченных руководители и иные должностные лица органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обязаны обеспечить прием Уполномоченного, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения. При осуществлении своей деятельности Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать заседания коллегиальных органов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
С целью обеспечения взаимодействия с органами власти, общественными объединениями в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, повышению результативности в данной сфере подписаны следующие соглашения:

Орган государственной власти или организация, с которыми подписаны соглашения о взаимодействии
Министерство внутренних дел по КБР №14-11/02
Министерство экономического развития №14-11/04 от 01.08.2014
Объединение организаций профсоюзов КБР №14-11/13 от 29.07.2014
Региональное отделение «Единой России» б/н от 21.01.2014
Арбитражный суд КБР б/н от 10.01.2014
Общественная палата КБР б/н от 04.12.2013
Управление Федеральной службы судебных приставов б/н от 06.11.2014
Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий по КБР б/н от 09.09.2013
Региональное объединение Союза промышленников и предпринимателей б/н от 30.08.2013
Прокуратура КБР б/н от 24.06.2014
Адвокатская палата КБР б/н от 22.08.2013
Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР б/н от 16.07.2013
Контрольно-Счетная палата КБР б/н от 01.08.2013
Региональное отделение «ОПОРА России» б/н от 10.08.2013

Региональный Уполномоченный входит в составы: Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям (Указ Главы КБР от 27 июня 2014 г. № 140-УГ ), Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Кабардино-Балкарской Республики ( Указ Главы КБР от 1 декабря 2014г. №247-УГ), Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по предпринимательству (Указ Главы КБР от 19 июня 2014 г. № 135-УГ).
Также региональный Уполномоченный входит в составы: Межведомственной комиссии по разрешению вопросов, связанных с развитием нетрадиционных отраслей сельского хозяйства в Кабардино-Балкарской Республике, Общественного совета при прокуратуре КБР по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и Межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей прокуратуры КБР и Главного управления Прокуратуры РФ по СКФО.
Члены Общественного и Экспертного советов при региональном Уполномоченном входят в составы Комиссии КБР по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, Общественного совета при прокуратуре КБР по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и Межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей прокуратуры КБР, Общественных советов Министерства экономического развития КБР, Министерства сельского хозяйства КБР, Роспотребнадзора по КБР.
е) Информационное обеспечение деятельности регионального Уполномоченного

В целях популяризации деятельности института Уполномоченного обеспечено взаимодействие со СМИ, в том числе: с республиканскими газетами Парламента и Правительства КБР «Кабардино-Балкарская правда», «Горянка», «Адыгэ псалъэ» (на кабардинском языке), «Заман» (на балкарском языке), агентством ИНТЕРФАКС, интернет-изданием «Северо-Кавказские новости», телеканалами «ВЕСТИ КБР», радио «ВЕСТИ КБР», телеканалами «1-КБР», «НОТР».
В соответствии методическим рекомендациями Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в КБР при содействии Администрации Главы КБР создан сайт регионального Уполномоченного: https://ombudsmanbizkbr.ru/.
Сайт включает:
* справочный блок, отражающий информацию о региональном Уполномоченном (Указ о назначении, Закон КБР «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР, биография, фото), информацию об организациях и лицах, оказывающих поддержку его деятельности (Экспертный совет, Общественный совет, Соглашения, эксперты Pro bono public, общественные представители), размещена форма для жалоб;
* информационный блок, содержащий новости о деятельности регионального Уполномоченного, анонсы ключевых мероприятий, фото- и видеоархив, сообщения об историях успеха;
* сайт содержит ссылки на сайт федерального Уполномоченного, сайт центра общественных процедур.
Региональный Уполномоченный зарегистрирован в социальной сети:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100007542827034.
Информация для размещения на сайте федерального Уполномоченного направляется в течение трех дней с момента произошедшего события. В разделе «Регионы» размещено в отчетный период 76 информационных материалов. На сайте регионального Уполномоченного обновлено 150 информационных материалов, из которых 116 размещены в разделе «Региональные новости». В республиканских и межрегиональных СМИ опубликовано и прозвучало в телерадиоэфире более 50 материалов, из которых 45 подготовлено непосредственно службой обеспечения деятельности регионального Уполномоченного или при ее содействии.

II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

«Развитие малого и среднего предпринимательства
– не только одно из ключевых условий обновления страны,
обновления экономики, повышения её устойчивости,
но и в целом нашего успешного движения вперёд,
реализация того огромного творческого,
созидательного предпринимательского потенциала,
который, безусловно, есть у нашего народа».

(Из выступления Президента
Российской Федерации
В.В. Путина на Госсовете
7 апреля 2015 года)

Анализ ведения предпринимательской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике основан на результатах работы регионального Уполномоченного по итогам за период май-декабрь 2014 года и базового опроса путем анкетирования «Административный климат в Кабардино-Балкарской Республике».
Основными событиями на федеральном и региональном уровне, затрагивающими вопросы развития малого и среднего предпринимательства, были:
4 декабря 2014 года — Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию;
5 декабря 2014 года — встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, федеральными и региональными омбудсменами, представляющими все субъекты Российской Федерации, в том числе бизнес-омбудсменами;
11 февраля 2015 года — Послание Главы Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Кокова Парламенту Кабардино-Балкарской Республики.
Руководством страны и республики дан четкий фокус на обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование малого и среднего бизнеса и предпринимательской инициативы как приоритета на ближайшие годы. Предложены конкретные меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса: налоговый мораторий на четыре года, налоговые каникулы для вновь созданных производств, снижение контрольно-надзорного давления. Как отметил Глава КБР Ю.А. Коков в Послании Парламенту КБР, необходимо избавиться от чрезмерной бюрократизации функций контроля и регулирования предпринимательской деятельности, «должны сделать все возможное, чтобы ободрить бизнес».
Однако все эти меры не могут переломить ситуацию, если органы власти не будут эффективно реагировать на вызовы времени. Малый и средний бизнес в республике нуждается в новых механизмах развития и новых качественных переменах, что требует более активного поведения органов исполнительной государственной власти и на местах.

Состояние и поддержка малого и среднего бизнеса

в Кабардино-Балкарской Республике

По данным Министерства экономического развития КБР, состояние малого и среднего бизнеса в Кабардино-Балкарской Республике характеризуется следующими показателями: осуществляют деятельность 24364 индивидуальных предпринимателя, а также оценочно 4419 малых (включая микро и средние) предприятий. В 2014 году количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 1,3 тыс. единиц.
В отчетный период на поддержку малого и среднего предпринимательства республики было направлено более 657,4 млн. руб., из них 200 млн. руб. — за счет средств федерального бюджета, 43,0 млн. руб. – республиканского, 11,5 млн. руб. – средства муниципальных бюджетов, 402,9 млн. руб. — внебюджетные источники.
Поддержка осуществлялась по следующим основным направлениям:
— выделено 294 гранта в размере до 300 тыс. руб. начинающим предпринимателям в рамках мероприятия по софинансированию муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства;
— предоставлено 21 поручительство на сумму 90,2 млн. рублей за счет средств Гарантийного фонда Кабардино-Балкарской Республики по кредитным договорам субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения;
— размещены на льготных условиях аренды в 5 действующих бизнес-инкубаторах– г.о. Нальчик, Баксан, Прохладный, в Баксанском и Зольском муниципальных районах 80 начинающих субъектов малого бизнеса, создано более 300 рабочих мест;
— выдан 421 займ на сумму более 97 млн. рублей через сеть 13 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
Создан новый для республики объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства — Центр инноваций социальной сферы с целью продвижения и поддержки социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
По итогам конкурса, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, в 2014 году республиканскому бюджету предоставлена федеральная субсидия в размере 200 млн. рублей на условиях софинансирования Кабардино-Балкарской Республики, средства которой были направлены на реализацию мероприятий по:
софинансированию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
предоставлению субсидии в качестве добровольного имущественного взноса в некоммерческую организацию «Гарантийный фонд Кабардино-Балкарской Республики»;
созданию и (или) обеспечению деятельности центров инноваций социальной сферы.
Многофункциональным центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики с тремя филиалами в муниципальных образованиях в 2014 году оказано 91797 услуг, в том числе субъектам предпринимательской деятельности. Позволит достичь 100-процентного значения показателя доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, завершение строительства МФЦ во всех муниципальных районах.
В рамках Государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике» до 2020 года в прошлом году осуществлялась поддержка агропромышленного комплекса по десяти направлениям.
Рис. 1. Уровень развития инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса в КБР

Несмотря на проводимую в Кабардино-Балкарской Республике работу по формированию и реализации системы государственной и муниципальной поддержки, состоящей из различных финансовых, имущественных механизмов, созданию базы для развития объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, темпы прироста малых предприятий, индивидуальных предпринимателей далеко отстают от среднероссийских показателей.
Малый и средний бизнес развивается по прежнему медленно и представлен, прежде всего, индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями. Доля вклада малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт остается незначительной -29%.
По специальным режимам налогообложения в 2014 году в консолидированный бюджет республики субъектами малого и среднего предпринимательства было уплачено 585,2 млн. рублей, что составило 4,5% в общем объеме поступлений, непосредственно по упрощенной системе налогообложения поступило 378,1 млн. рублей, или 2,9%.
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, в том числе в результате санкций западных стран, с новой силой показывает уязвимость региональной экономики, в которой малый и средний бизнес не является основой или крупной составной ее частью.
На сегодня отдельные меры, предпринимаемые по снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в республике, не снижают актуальности проблем формирования благоприятного делового климата, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в форме анкетирования «Административный климат в Кабардино-Балкарской Республике».

Результаты опроса «Административный климат
в Кабардино-Балкарской Республике»

В опросе участвовал 181 респондент, осуществляющий предпринимательскую деятельность на территории КБР. По видам деятельности преобладают предприниматели, занятые в сфере торговли, общественного питания, услуг, сельского хозяйства, транспорта.
Из общего числа опрошенных на вопрос: «Как изменилась административная нагрузка за последние три года», — 130 субъектов предпринимательской деятельности ответили, что не изменилась, а 45 заявили, что она увеличилась.
Наиболее обременительными видами административного регулирования предприниматели считают внеплановые проверки контрольно-надзорных органов, применение несоразмерных мер административных наказаний.
Ведомствами, в наибольшей степени препятствующими развитию бизнеса, на первом месте названа налоговая служба, затем — Ростехнадзор, Роспотребнадзор, органы МВД, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
За ними числится и наибольшее количество проверок, проведенных в отношении участников опроса, и выполнение обязательных требований которых связано с наибольшими издержками для бизнеса, и самые сложные процедуры проверок.
По мнению 84 респондентов, в 2014 году по сравнению с прошлым годом количество проверок увеличилось, 97 считают, что не изменилось. Выявлением нарушений заканчиваются в среднем 67% проверок, и 135 опрошенных считают их необоснованными. При этом только 7 предпринимателей заявили, что стали соблюдать обязательные требования, остальные, — что их принципиально невозможно выполнить.
Большинство считают, что размер штрафных санкций, налагаемых по результатам проверок, неадекватен нарушению, проверки проводятся с нарушениями, оказывается избыточное давление. Наиболее высокие штрафные санкции применяют МЧС, ФНС, и наказания значительно ужесточились.
Однако далеко не все готовы обращаться по результатам проверок контрольных органов в суд, считая это неэффективным, минимальным шансы выиграть дело, особенно если оппонентами выступают государственные органы.
Хотя у половины опрошенных субъектов предпринимательской деятельности и был положительный опыт судебного разбирательства, подавляющее большинство — за внесудебное урегулирование спора как наиболее предпочтительный способ разрешения конфликта. В целом работа судебной системы оценивается не очень высоко, высказана точка зрения, что принимаемые решения не всегда справедливы.
Из общего числа респондентов 26 пришлось столкнуться с неправомерными требованиями правоохранительных органов. Шансы доказать свою невиновность считают возможным 41, невозможным -40, возможным, но весьма сложным -100.
На вопрос анкеты о субъективной оценке риска столкновения с рейдерством за последние три года, 111 ответили, что он уменьшился, 45 – не изменился, а 25 – увеличился. На вопрос: «Если был опыт защиты от рейдерского захвата, то к каким последствиям он привел», — 179 ответили: «Потеря компании».«Больше угроза, чем защита», — так оценивает подавляющее большинство опрошенных работу уголовной и правоохранительной системы.
Всего по 17 голосов отдано за органы государственной власти и местного самоуправления как за ведомства, в наибольшей степени способствовавшие развитию бизнеса. Однако большая часть опрошенных надеется только на собственные силы.
Далеко не все могут получить госуслугу с первого раза. На получение одной госуслуги — начиная от подготовки документов, ожидание результатов, да еще неудачные попытки с первого раза сдать документы, порой уходит от 5 до 12 дней.
Наиболее значимыми проблемами при прохождении процедур, связанных с получением разрешений и согласований, являются длительная очередь, многочисленные возвраты документов по формальным основаниям, наличие неформальных платежей, неопределенность оснований для отказа. Многие считают, что обязательные требования избыточны и бесполезны, не соответствуют современным реалиям.
Не всегда документы рассматриваются в установленные законодательством сроки, и за последние три года ситуация практически не меняется в лучшую сторону. Причем, с развитием бизнеса количество разрешительно-согласовательных процедур только увеличивается.
Высокие административные барьеры, объем неформальных сборов, невыгодность – это причины, по которым субъекты предпринимательской деятельности отказываются от участия конкурсах на право осуществлять госзакупки.
Большинство (138) назвали массовой практику осуществления неформальных платежей сотрудникам государственных (муниципальных) органов и организаций. Вынужденными их охарактеризовали 102 респондента, сложившейся общепринятой практикой – 51, а 28 объясняют такую практику желанием получить дополнительные конкурентные преимущества.
Весьма распространенным явлением 175 называют ситуацию, когда представители власти используют служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам, и она только ухудшается. За исключением пяти человек, все опрошенные считают, что возможное повышение налогов приведет компанию к критической ситуации, а 141 вообще готовы после этого ликвидировать бизнес.
В связи с принятием санкций больше половины считают, что в сфере государственного регулирования малого бизнеса изменения не происходят.
Но при этом половина опрошенных оптимистично смотрит в будущее, видит перспективы улучшения ситуации в развитии своего бизнеса, однако другая, считает, что ухудшится.
Результаты опроса показали, что в республике остаются высокими административные барьеры, давление контрольно-надзорных органов, низкая доступность государственных и муниципальных услуг. Государственные органы и органы власти на местах порой вступают в противоречие с общей политикой по созданию эффективного инструмента для развития малого и среднего бизнеса.
Об этом свидетельствуют и результаты деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 году.

Оценка условий ведения предпринимательской
деятельности в Кабардино-Балкарской Республике

В рамках осуществляемой деятельности Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике Таовым П.К. с целью выявления системных проблем и специфичных условий, мешающих росту и развитию предпринимательства на муниципальном уровне, а также популяризации института Уполномоченного в 2014 году проведено 10 выездных встреч с субъектами предпринимательской деятельности и органами местного самоуправления Эльбрусского, Прохладненского, Майского, Лескенского, Терского, Чегемского, Черекского, Зольского районов, городских округов Прохладный и Баксан.
Встречи проходили в формате семинаров-совещаний, участники которых информировались о целях и задачах института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также имели возможность довести до Уполномоченного проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе осуществляемой деятельности.
Анализ проведенных встреч, а также деятельности Уполномоченного по защите прав субъектов предпринимательской деятельности в КБР в рамках предоставленных полномочий, в том числе по рассмотрению обращений и жалоб, показал следующее.
Оценка деятельности проводилась на основе следующих базовых критериев:
— соответствие деятельности институтов реальным потребностям предпринимателей (по качеству и стоимости оказываемых услуг, территориальной доступности объектов и их пропускной способности, уровню информационного обеспечения, функциональной специализации и т.д.);
— эффективность финансирования государством текущей деятельности инфраструктуры малого предпринимательства.
Сфера экономики почти повсеместно ограничена традиционными отраслями: сельское хозяйство (23,4 %), оптовая и розничная торговля (48,1 %), транспорт и связь (10 %), общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовые услуги.
Практически не представлены или представлены слабо отрасли, которые, базируясь на ресурсном потенциале республики, могли бы обеспечить достаточно высокий уровень конкурентоспособности региональной экономики на российском и мировом уровнях. Речь идет о таких сферах, как производство строительных материалов с использованием местного сырья, туристические и рекреационные услуги, инновационный бизнес, ориентированный на высококвалифицированные трудовые ресурсы, сформированные в республике за последние несколько десятилетий, и т.д.

Распределение индивидуальных предпринимателей, прошедших госрегистрацию (перерегистрацию) по видам экономической деятельности на 1 июля 2014 г.:

Количество предпринимателей в % к кол-ву предпринимателей на 01.07.2013 г.
Единиц В % к итогу


ВСЕГО 26614 100 99,8
Из них:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6223 23,4 106,4
Рыболовство, рыбоводство 32 0,1 100,0
Добыча полезных ископаемых 18 0,1 85,7
Обрабатывающие производства 1487 5,6 97,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10 0,0 90,9
строительство 303 1,1 103,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12799 48,1 97,9
Гостиничное дело и ресторанный бизнес 803 3,0 101,1
Транспорт и связь 2664 10,0 96,6
Финансовая деятельность 2664 10,0 89,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1352 5,1 99,3
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение — — —
образование 34 0,1 113,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 103 0,4 94,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 679 2,6 96,6
Структура малых предприятий по отраслям экономики

Среди причин, в результате которых структура бизнеса в республике не претерпевает больших изменений, — не только отсутствие благоприятных, стабильных экономических условий для развития, но и необходимых знаний и компетенций как у субъектов предпринимательской деятельности, так и кадров, ответственных за взаимодействие с бизнесом, а также отсутствие комплексной и эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.
Эффективность системы господдержки малого и среднего предпринимательства в республике главным образом оценивается не ростом активности предпринимательства, вкладом в валовой региональный продукт, а количественными показателями мер и направлений господдержки, объемами выделяемых средств, построенными объектами инфраструктуры.
Вместе с тем базовой основой формирования благоприятного делового климата должно стать, прежде всего, понимание ключевой роли малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии как в целом республики, так и муниципальных образований.
Меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, можно условно разделить на две группы: первая – это меры по созданию комфортной среды (благоприятного инвестиционного климата) для создания, становления и развития небольших предприятий; вторая – непосредственно меры государственной поддержки предпринимательства, когда государство, в том или ином качестве, участвует в программах, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
Целью благоприятной среды для частного предпринимательства должно стать ликвидация входных барьеров и прочих препонов на пути создания и дальнейшего развития предприятий малого и среднего предпринимательства, в том числе упрощение бюрократических процедур, снижение налоговой нагрузки, устранение избыточного давления со стороны проверяющих и контролирующих органов.
В 2014 году продолжали иметь место проблемы, обозначенные в докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР за 2013 год, в том числе:
-нарушение сроков и иных требований регламентов при предоставлении государственных и муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности;
-отсутствие межведомственных административных регламентов выполнения (оказания услуг) в отношении субъектов предпринимательской деятельности, предусматривающих действия нескольких исполнителей;
-отсутствие в свободном доступе перечней административных регламентов оказания муниципальных услуг, в том числе по мерам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
— отсутствие информации о неиспользуемых объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
— отсутствие унифицированных критериев оценки и недостаточное информирование участников конкурсных отборов по всем реализуемым в республике мероприятиям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
По оценке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР, на муниципальном уровне отсутствует эффективная комплексная система поддержки и развития малого бизнеса, что свидетельствует о недопонимании экономической, социальной и общественной значимости малого бизнеса.
Деятельность органов местного самоуправления по развитию и поддержке предпринимательства заформализована, сведена к фиксированию проблем и ограничений в развитии предпринимательства, ведению статистической отчетности, распределению выделяемых госсредств.
Между органами муниципальной власти и субъектами предпринимательской деятельности отсутствуют конструктивное партнерство, диалоговые отношения; во взаимоотношениях преобладает административное давление, в связи с этим предприниматели не всегда стремятся к сотрудничеству с местной администрацией.
Между органами местного самоуправления и субъектами предпринимательской деятельности возникают конфликтные ситуации, взаимное недопонимание, которые нередко становятся следствием волокиты, бюрократических препонов, недостаточной информированности, отсутствия регулярных встреч для совместного обсуждения проблем.
Органам местного самоуправления необходимо принять меры по налаживанию партнерских отношений, диалога с предпринимательским сообществом, направленных на решение проблем малого бизнеса, их защиту. В то же время и предприниматели должны почувствовать социальную ответственность за тех людей, которых привлекают на работу, состояние территорий, где они осуществляют деятельность.
Отсутствует прозрачная информационная среда: не обеспечивается доступность информации о мерах и формах государственной и муниципальной поддержки; не публикуется реестр получателей господдержки; не обеспечивается прозрачность принятия решений о предоставлении права пользования муниципальным имуществом, в том числе с целью осуществления сельскохозяйственной деятельностью и строительства коммерческих объектов; раздел «Малое и среднее предпринимательство» на официальные сайтах местных органов самоуправления не актуализируется.
Не изжита коррупционная составляющая системы государственной и муниципальной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Неэффективное, а нередко и нецелевое использование государственной финансовой поддержки в виде грантов и субсидий; несправедливое распределение финансовых средств господдержки, при которой порой решающий голос отдается тому, кто имеет неформальные связи с представителями власти.
Вместе с тем, несмотря на неоднократные выявляемые случаи мошенничества с предоставлением госсредств, уполномоченные органы государственной власти республики и органов местного самоуправления не предпринимают достаточных мер по недопущению коррупционных схем выделения госсредств.
Неэффективность мер государственной поддержки усиливается региональными особенностями. Буквально все механизмы поддержки, предусмотренные действующим законодательством, разбиваются о местечковые интересы либо так называемый «человеческий фактор», который чаще трактуется как административные барьеры, необоснованное ограничение свободы экономической деятельности чрезмерным контролем, либо отсутствие достаточного и полного финансирования предусмотренных программных мероприятий.
Как подсказывают сами сельхозтоваропроизводители, необходимо рассмотреть возможность квотирования для каждого муниципального образования средств господдержки в сфере АПК, чтобы не происходило резкого дисбаланса по количеству выделяемых субсидий между районами. Повысить в отборе кандидатов на получение субсидии роль органов местного самоуправления, которые находятся в непосредственном взаимодействии с населением и лучше знают возможности каждого. На сегодня решающий голос остается за уполномоченным органом исполнительной власти.
Необходимо поставить заслон несправедливости и коррупции в арендных отношениях: совершенствовать уже существующие механизмы аренды, использования земель сельскохозяйственного назначения, установить внятный порядок взятия участков в аренду, ввести запрет на субаренду, прописать механизмы изъятия земель.
Также необходимо упростить процедуру сбора документов. В действующих нормативных актах не предусмотрен дифференцированный подход при прохождении разрешительных процедур на участие в конкурсных отборах по выделению госсубсидий. Требования по сбору пакета документов одинаковы как для индивидуального предпринимателя, имеющего договор аренды на право пользования 500 га, так и в 5 га. Получение субсидии сопряжено с хождениями по инстанциям, затратами на получение необходимых справок и документов.
Отсутствует стабильность финансово-экономических условий развития и поддержки бизнеса. Из-за недостатка средств муниципальные программы поддержки и развития предпринимательства финансируются не в полном объеме, в связи с чем мероприятия зачастую носят декларативный характер. Объем кредитного портфеля муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства недостаточен, выделяемые займы предоставляются под высокие проценты (22%), сравнимые с банковскими.
Субъекты предпринимательской деятельности, особенно муниципальных районов, обладают низкими возможностями по привлечению заемных средств банков, которые, в отсутствие гибких условий кредитования, способны привести не к развитию бизнеса, а его банкротству.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие первоначального капитала снижает предпринимательскую активность, не стимулирует развитие малого бизнеса.
Предприниматели не обладают достаточными знаниями и компетенциями. При этом местными органами самоуправления не предпринимаются меры по формированию эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающей не только финансовую и имущественную, административную, но и информационно-просветительскую, юридическую, консалтинговую поддержку. Не стали центрами такой поддержки муниципальные бизнес-инкубаторы, которые рассматриваются в узком понимании, – только как объекты для размещения на льготных условиях аренды офисных и производственных помещений.
Результаты оценки показали, что в республике отсутствует концепция развития инфраструктуры малого предпринимательства, не формируется база данных по реальным потребностям предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг.
Вместе с тем у субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся сельхозпроизводством, имеется потребность в мерах поддержки по организации централизованного сбыта, длительного хранения производимой продукции, организации кооперативной деятельности для совместной обработки земли, приобретения семенных материалов, ядохимикатов и др., а также систему закупок и реализации производимой продукции.
Отсутствие системы госзакупок, длительного хранения приводит к нулевым результатам усилия хозяйств, выращивающих зерно, крупный рогатый скот. Продавая перекупщикам по бросовым ценам производимую продукцию, они остаются практически без прибыли и оборотных средств.
При поддержке местных властей для успешной конкуренции продукции субъект предпринимательской деятельности должен иметь возможность получения квалифицированной консультации, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта, быть в курсе нового законодательства, возможностей получения средств господдержки.
Недостаточная работа по налоговому администрированию приводит к тому, что зачастую государственная регистрация индивидуальных предпринимателей или крестьянско-фермерских хозяйств осуществляется только для участия в конкурсе на получение субсидированной помощи.
Болезненным для сельских жителей является угроза по окончании срока договора аренды лишиться источника дохода в связи с применением ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных законом случаев.
Возникают проблемы с узакониванием объектов строительства, инициированных субъектами предпринимательской деятельности. Причем на стадии согласования органы местного самоуправления выражают готовность оказывать всяческое содействие в подготовке разрешительной документации на объект, ввод в эксплуатацию которого позволит обеспечить дополнительные рабочие места, однако по его завершении находятся причины признать строительство незаконным.
Есть другие примеры длительных переговоров с муниципальными органами власти, связанные с порядком предоставления земельных участков для размещения объектов промышленного производства, либо прилегающих к объектам собственности коммерческого назначения, даже при наличии необходимого пакета документов.
С 1 марта вступил в силу Федеральный закон №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его положения касаются прекращения, осуществления прав на земельные участки. Вводится процедура формирования участков по инициативе граждан и бизнеса. В пределах границ муниципальных образований будет ясно, где можно строить в рамках правил землепользования и застройки, упрощается процедура предоставления земельных участков сельхозпроизводителям, передачи земель федерального значения в муниципальную собственность.
С целью мониторинга готовности местных органов самоуправления реализовать положения нового Федерального закона, регулирующего вопросы управления земельными ресурсами, при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР создана рабочая группа, по результатам работы которой будут сформированы предложения, направленные на устранение излишних административных барьеров, коррупционных схем.
Задача по улучшению делового климата затронула не только региональный, но и муниципальный уровень. В связи с этим считаем необходимым вынести на обсуждение Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по предпринимательству вопрос целесообразности внедрения стандартов по системе оценок ключевых показателей развития предпринимательства и совершенствованию делового климата и инвестиционной привлекательности муниципалитетов.
В основе методологии разработки стандартов предлагается использовать опыт существующих рейтингов по оценке результативности органов исполнительной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
В числе показателей могут присутствовать такие критерии, как ясная стратегия с обозначением приоритетов для инвестиций в муниципальное образование, наглядный план, дающий представление о перспективах развития инфраструктуры, предотвращение создания административных барьеров и избыточного регулирования бизнеса, оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, др.
Продолжает звучать критика в адрес контрольно-надзорных органов, порой злоупотребляющих предоставленными полномочиями. Необходимо менять политику проверок, работать на предупреждение нарушений, а не на показатели количества и объема нарушений.
Вместе с тем продолжают иметь место факты избыточного давления со стороны контрольно-надзорных органов, выраженные во внеплановых проверках, зачастую инициируемых с целью вымогательства самими представителями указанных органов по сфабрикованным ими же жалобам и заявлениям.
Нарекания вызывает у субъектов предпринимательской деятельности отсутствие дифференцированного подхода как в вопросах уплаты несоразмерных штрафов по административным наказаниям, ставок страховых взносов, не берутся во внимание обязательных платежей в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, налогов. На сегодня законом установлены фиксированные платежи, не учитывающие такие жизненно важные для малого предпринимательства параметры, как вид деятельности, количество наемных работников, сезонность и неравномерное поступление финансовых средств в виде доходов, высокий уровень рисков и плохая прогнозируемость рентабельности предпринимательства и т.д. ни вид деятельности, ни объемы доходности, в конце концов приостановку деятельности по причине болезни.
Энергоресурсопоставляющие организации, пользуясь монопольным положением, устанавливают нормы и правила, затрудняющие подключение к инженерно-техническим сетям, устанавливают цены за подключение, которые не содержат в себе разумного обоснования и не учитывают платежеспособность субъектов малого предпринимательства.
В условиях кризиса возникает необходимость иного подхода к оценке места и роли малого бизнеса в развитии экономики, следовательно — и выбору эффективных способов его государственной поддержки и стимулирования. Возможно, средства господдержки в первую очередь следует вложить в развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, образовательных, правовых, консалтинговых услуг, а также центров коллективного пользования специализированными объектами по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, ее хранению и транспортировке, что позволит повысить интерес аграриев к коллективным формам хозяйствования.
В распоряжении государства есть целый набор различных инструментов для оказания финансовой поддержки, как то: выделение целевых грантов, финансирование из собственных средств на конкурсной основе, предоставление госгарантий финансовым институтам, субсидирование процентной ставки по кредитам и т.д. Важно, чтобы финансирование предприятий малого и среднего бизнеса не происходило хаотично, по случайному принципу. Наличие государственных программ, определяющих целевые направления, способы финансирования, специальные параметры проектов, позволит отследить эффективность государственной поддержки, скорректировать или отменить неработающие программы и сосредоточить усилия на наиболее действенных мерах.
В поддержке малого и среднего бизнеса государственным и муниципальным органам власти, чья деятельность увязана с развитием и поддержкой малого и среднего предпринимательства, необходимо перестроиться, объединиться и выработать единые подходы в ликвидации административных барьеров, снижении налоговой нагрузки, устранении избыточного давления со стороны контрольно-надзорных органов, что продолжает иметь место. Возможно, следует проинвентаризировать решения, носящие характер нормативно-правовых актов, которые увеличивают нагрузку на бизнес, и отказаться от них.
Для успешного достижения поставленных задач необходимо качественное совершенствование деятельности всех органов и ветвей власти, которые должны руководствоваться в работе принципами согласованности, ответственности и результативности. Каждый на своем месте должен понимать, что от него зависит общий успех в достижении прогрессивных целей
Таким образом, по оценке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР, в республике продолжают иметь место целый ряд барьеров и ограничений, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, основные из которых:
-административные и коррупционные (непрозрачные и несистемные требования регулирующих органов, давление со стороны проверяющих надзорных и контрольных органов);
-большая фискальная нагрузка (увеличение страховых взносов, действующий налоговый режим);
-низкая доступность финансовых ресурсов (сложность получения заемного финансирования, высокая стоимость банковских кредитов, финансирование не в полном объеме программ поддержки предпринимательства, кредиторская задолженность за выполненные работы по государственному и муниципальному заказу);
-низкая доступность площадей и необходимой инфраструктуры (недостаток доступных площадей и высокая стоимость аренды, особенно для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей);
-несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (противоречивость, затрудняющая создание благоприятного климата для ведения бизнеса, в том числе определение статуса субъектов малого и среднего предпринимательства);
-ограниченный доступ к рынкам сбыта (деловая среда наиболее благоприятна для крупного бизнеса, барьеры на пути выхода на новые рынки);
— недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бизнес находится под постоянным жестким прессом фискальной политики, высоких ставок страховых взносов, испытывает давление административной монополии, трудности арендных платежей, непомерного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, доступности общеэкономических и специализированных консультаций.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют и организационно-инфраструктурные проблемы: низкая технологическая оснащенность, невысокий уровень квалификации и профессиональных навыков, слабая инвестиционная активность из-за отсутствия финансовых средств, низкая конкурентоспособность производимой продукции, невысокий уровень организации производства и труда, маркетинговой политики и рациональной организации сбыта, высокая дороговизна кредитных заемных ресурсов и её недоступность для большинства малых и микроорганизаций.

Деятельность Уполномоченного по предотвращению нарушений                прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, развитию малого бизнеса

Региональный Уполномоченный с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности провел в 2014 году 10 выездных встреч с субъектами предпринимательской деятельности Эльбрусского, Прохладненского, Майского, Лескенского, Терского, Чегемского, Черекского, Зольского районов, городских округов Прохладный и Баксан. Встречи проходили в формате семинаров-совещаний с участием представителей местных администраций.
В ходе указанных мероприятий субъекты предпринимательской деятельности информировались о целях и задачах института Уполномоченного, о полномочиях по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также имели возможность довести до Уполномоченного проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе осуществляемой деятельности.
По итогам встреч региональным Уполномоченным главам местных администраций направлены рекомендации о необходимости разрешения проблемных вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления, с целью предотвращения нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Среди них:
— повышение эффективности взаимодействия с бизнес-сообществом;
— обеспечение прозрачности конкурсных процедур по предоставлению средств государственной и муниципальной поддержки;
-обеспечение прозрачности процедур торгов на право заключения договоров аренды на земли сельхозназначения;
— нарушение сроков и иных требований регламентов при предоставлении государственных и муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности;
— повышение контроля за целевым использованием предоставляемой финансовой господдержки;
— обеспечение свободного доступа перечней административных регламентов оказания муниципальных услуг, в том числе по мерам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, информации о неиспользуемых объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
— необходимость актуализации информации в разделах «Малое и среднее предпринимательство» на официальных сайтах местных администраций;
— оптимизация муниципальных бизнес-инкубаторов в части активизации деятельности по оказанию образовательно-просветительских, консалтинговых услуг;
-урегулирования арендных отношений с собственниками торговых точек, расположенных на территории рынка ОАО «Торговый двор «Прохладненский» г.о. Прохладный.
На имя Главы Кабардино-Балкарской Республики Кокова Ю.А. направлены:
— предложение об образовании рабочей группы по минимизации негативных последствий правоприменения ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов;
— специальный доклад по итогам выездных встреч с анализом состояния и условий осуществления предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях республики и предложением рассмотреть на Совете при Главе Кабардино-Балкарской Республики по предпринимательству вопрос внедрения стандартов по системе оценок ключевых показателей развития предпринимательства и совершенствованию делового климата и инвестиционной привлекательности муниципалитетов;
-специальный доклад о необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере нетрадиционных видов сельского хозяйства (горное и предгорное садоводство и виноградарство, пчеловодство, выращивание плодово-ягодных культур, сырьевых насаждений для фармацевтической и парфюмерной промышленности, развитие тепличных хозяйств с использованием термальных вод, др.);
— предложение в рамках реализации полномочий по участию в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности о необходимости разработки республиканской целевой программы развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации, направленной на стимулирование предпринимательской деятельности на селе.
Также по итогам выездных встреч с субъектами предпринимательской деятельности региональным Уполномоченным направлены обращения:
— Председателю Правительства КБР — о необходимости создания бизнес-инкубатора в Черекском районе КБР;
— руководителю Росприроднадзора по КБР — о необходимости упорядочить процедуру формирования и сдачи отчетности за негативное воздействие на окружающую среду;
-руководителю Управления Федеральной налоговой службы по КБР – о необходимости формирования налоговой культуры среди школьников и учащейся молодежи, проведения семинаров для субъектов предпринимательской деятельности по вопросам налогообложения.
В соответствии с поручением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова от 14 июля 2014 №УПП/01 региональным Уполномоченным организована работа с участием органов государственной власти, региональных объединений малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», Союзом промышленников и предпринимателе в КБР региональным Уполномоченным организована работа по минимизации негативных последствий введения изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости.
В том числе: создана рабочая группа по разработке предложений по определению особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и защите субъектов малого и среднего предпринимательства от резкого роста налогового бремени; организован расчет социально-экономических последствий вступающих в силу изменений в Налоговый кодекс; определен с участием предпринимательского сообщества оптимальный подход к установлению системы льгот, гарантирующих стабильность бизнеса; работа рабочей группы широко освещалась в СМИ; ежемесячно в аппарат Уполномоченного представлялся отчет о проделанной работе.
Налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, исходя из кадастровой стоимости. в КБР установлена в следующих размерах: 1,2 % -в 2015 году; 1,5% — в 2016 году; 1,8 % — в 2017 году; 2,0 % -2018 году.
Региональным Уполномоченным с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и институтами Уполномоченного осуществляется контроль за исполнением:
— перечня поручений Врио Главы КБР по итогам встреч с представителями бизнес-сообщества Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2014 года в части:
снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечения равных условий доступа к мероприятиям государственной и муниципальной поддержки;
создания при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики комиссий по рассмотрению вопросов, связанных с нарушением прав предпринимателей и инвесторов;
обеспечения инвестиционной привлекательности сферы АПК;
— распоряжения Правительства КБР от 30.09.2014 №603 «Об утверждении Плана мероприятий по созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Кабардино-Балкарской Республике»;
— Государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике» на 2014 — 2020 годы» в части предоставления финансовой поддержки АПК.
По ходатайству регионального Уполномоченного общественные представители в муниципальных районах и городских округах с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности включены в советы по предпринимательству при главах местных администраций, комиссии по финансированию проектов в сфере малого и среднего предпринимательства
Региональным Уполномоченным на имя Б.Ю. Титова направлено обращение от 28 октября 2014 г. №14-13/7 о необходимости минимизировать последствия правоприменения изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ужесточающих ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
Нововведения могут негативно отразиться на деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с кратным увеличением размеров штрафных санкций, отсутствием дифференцированного подхода к условиям осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.
По инициативе регионального Уполномоченного с участием Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, общественных объединений предпринимателей – региональные отделений Союза промышленников и предпринимателей, «ОПОРы России», Ассоциации работодателей в сфере АПК проведен «круглый стол» тему: «Об эффективности участия Кабардино-Балкарской Республики в федеральных целевых программах развития и поддержки агропромышленного комплекса (протокол от 24 июля 2014 года).
По результатам принята резолюция, в соответствии с которой Минсельхозу КБР рекомендовано образовать рабочую группу с участием представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР по мониторингу эффективности программ господдержки в сфере АПК, а также указано на необходимость обеспечения прозрачности и доступности информации о предоставлении господдержки.
По инициативе регионального Уполномоченного на совместном заседании Общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при прокуратуре КБР и Межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей был рассмотрен вопрос «О реализации в Кабардино-Балкарской Республике Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что было вызвано заявлениями субъектов предпринимательской деятельности устного характера о необоснованном усложнении условий аукционов, коррупционной составляющей при прохождении процедуры торгов.

Деятельность Уполномоченного по работе с обращениями

В 2014 году в Аппарат регионального Уполномоченного поступило 40 обращений, все из которых носят административный характер.
Все обращения рассмотрены, при необходимости даны консультации и разъяснения о защите прав и законных интересов.
Жалобы субъектов предпринимательской деятельности рассматривались региональным Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 года №38-РЗ.
Решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению принималось в установленный законом срок, о чем заявитель уведомлялся в течение трех дней.
По каждой жалобе проведена правовая экспертиза, при необходимости ее рассмотрение сопровождалось получением информации сторонами конфликта, запросами в соответствующие органы власти.
За отчетный период региональным Уполномоченным направлено 389 исходящих писем, в том числе — переписка в ходе рассмотрения обращений, с общественными помощниками, членами советов, по вопросам заключения соглашений и проведения мероприятия.
В качестве входящей корреспонденции получено 197 писем, в том числе информация по запросам Уполномоченного в рамках рассмотрения обращений, правовые экспертизы обращений, документы, необходимые для осуществления деятельности и т.д.
Реализация специальных полномочий
В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. №294 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 г. №38 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР» региональный Уполномоченный наделен специальными правами.
При осуществлении своей деятельности региональный Уполномоченный в 2014 году запрашивал и в установленном порядке получал от органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц сведения и объяснения, необходимые для рассмотрения жалоб.
Специальные полномочия, связанные с участием с письменного согласия заявителя в выездных проверках, проводимых в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, а также обращений в суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, участия в делах, рассматриваемых в арбитражных судах, за отчетный период региональным Уполномоченным реализованы не были.

Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
  в Кабардино-Балкарской Республике 

П. Таов