Доклад о деятельности Уполномоченного в 2014 году представлен Главе Кабардино-Балкарской Республики

В соответствии с федеральным и республиканским законодательством бизнес-омбудсмен КБР Пшикан Таов представил Главе Кабардино-Балкарской Республики Ю. А. Кокову доклад о результатах деятельности в 2014 году.
П.К. Таов вступил в должность на основании Указа Главы республики в апреле 2014 года. С этого времени Уполномоченным сформирован и укомплектован штат аппарата, открыта постоянно действующая Общественная приемная, финансовое и материально-техническое обеспечение которых осуществляется Администрацией Главы Кабардино-Балкарской Республики за счет средств республиканского бюджета.
Обновлены и укреплены составы Общественного и Экспертного советов при Уполномоченному по защите прав предпринимателей в КБР, обеспечено представительство во всех 13 муниципальных образованиях республики через общественных помощников. Администрациями 10 муниципальных районов и 3 городских округов оказано содействие в организации и открытии общественных приемных. По ходатайству регионального Уполномоченного с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности общественные представители включены в советы местных администраций по предпринимательству и инвестициям, комиссии по распределению государственных средств для малого и среднего бизнеса.
Отработано взаимодействие с Главой, Парламентом и Правительством Кабардино-Балкарской Республики. Региональный Уполномоченный входит в составы Совета при Главе КБР по инвестициям, Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе КБР, Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по предпринимательству. Заключено 15 соглашений с органами исполнительной власти, общественными объединениями, некоммерческими организациями.
В целях популяризации деятельности института Уполномоченного обеспечено взаимодействие с межрегиональными и региональными СМИ, осуществляется информационное сопровождение официального сайта.
Наибольшее количество жалоб, поступивших на рассмотрение регионального Уполномоченного, касались вопросов предоставления на условиях аренды государственного и муниципального имущества.
Эти вопросы возникали чаще всего в ходе выездных встреч регионального Уполномоченного с субъектами предпринимательской деятельности, проведенных в 10 муниципальных районах.

По итогам встреч региональным Уполномоченным Главе КБР направлен специальный доклад об условиях ведения предпринимательской деятельности, о состоянии взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса.
По оценке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР, на муниципальном уровне отсутствует эффективная комплексная система поддержки и развития малого бизнеса, что свидетельствует о недопонимании экономической, социальной и общественной значимости малого бизнеса.
Деятельность органов местного самоуправления по развитию и поддержке предпринимательства заформализована, сведена к фиксированию проблем и ограничений в развитии предпринимательства, ведению статистической отчетности, распределению выделяемых госсредств.
Между органами муниципальной власти и субъектами предпринимательской деятельности отсутствуют конструктивное партнерство, диалоговые отношения.

Предприниматели не обладают достаточными знаниями и компетенциями. При этом местными органами самоуправления не предпринимаются меры по формированию эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающей не только финансовую и имущественную, административную, но и информационно-просветительскую, юридическую, консалтинговую поддержку. Не стали центрами такой поддержки муниципальные бизнес-инкубаторы, которые рассматриваются только как объекты для размещения на льготных условиях аренды офисных и производственных помещений.

В адрес Главы КБР было также направлены обращения о необходимости:
— минимизации негативных последствий правоприменения ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов;
— поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере нетрадиционных видов сельского хозяйства (горное и предгорное садоводство и виноградарство, пчеловодство, выращивание плодово-ягодных культур, сырьевых насаждений для фармацевтической и парфюмерной промышленности, развитие тепличных хозяйств с использованием термальных вод, др.);
— разработки концепции развития в Кабардино-Балкарской Республики сельскохозяйственной и потребительской кооперации, направленной на стимулирование роста предпринимательской деятельности на селе.
В ежегодном докладе представлена информация по основным проблемам предпринимательства, выведенным по результатам деятельности регионального Уполномоченного за период май-декабрь 2014 года и базового опроса путем анкетирования «Административный климат в Кабардино-Балкарской Республике».
«Несмотря на проводимую в республике работу по формированию и реализации системы государственной и муниципальной поддержки, состоящей из различных финансовых, имущественных механизмов, созданию базы для развития объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, темпы прироста малых предприятий, индивидуальных предпринимателей далеко отстают от среднероссийских показателей», — говорится в докладе.
Эффективность системы господдержки малого и среднего предпринимательства в республике главным образом оценивается не ростом активности бизнеса, вкладом в валовой региональный продукт, а количественными показателями мер и направлений господдержки, объемами выделяемых средств, построенными объектами инфраструктуры.

Остаются высокими административные барьеры, давление контрольно-надзорных органов, низкая доступность государственных и муниципальных услуг, Ведомствами, в наибольшей степени препятствующими развитию бизнеса, на первом месте названа налоговая служба, затем — Ростехнадзор, Роспотребнадзор, органы МВД, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Среди других барьеров роста предпринимательства региональным Уполномоченным названы: большая фискальная нагрузка; сложности в получении заемных финансовых средств; ограниченный доступ к рынкам сбыта; недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства, сложности подключения к энергоресурсам.