Бизнес-омбудсмен Пшикан Таов выступил со статьей о проблемах развития малого и среднего бизнеса

В республиканских печатных СМИ опубликована актуальная статья Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР, академика РАЕН, заслуженного деятеля науки Пшикана Таова под названием «Страсти по малому бизнесу».


Автор ставит перед собой цель — разобраться в причинах того, почему, несмотря на усилия государства по имущественной, финансовой, организационной поддержке малого и среднего бизнеса, он пока не оправдывает ожиданий бурного роста.
Сегодня в России только два процента трудоспособного населения хотят заниматься бизнесом, доля малых фирм в общем количестве предприятий составляет всего лишь 30 процентов. Между тем, в странах ЕЭС каждый 33 житель занят собственным делом, а доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет 90 процентов. Во многом этому способствует законодательная база, направленная на максимальное устранение административных барьеров.
Основные проблемы низкого уровня развития малого предпринимательства в России хорошо известны. Это – отсутствие или недостаточность стартового капитала, налоговое бремя, высокие процентные ставки по коммерческим кредитам и, наконец, пресловутая коррупция «вкупе с труднопреодолимыми по той или иной причине административными барьерами», — пишет П. Таов. Для их устранения предпринимаются соответствующие меры, но самое сложное — бороться с коррупцией и административными барьерами.
«Иногда в действиях контрольно-надзорных органов, — отмечает в статье бизнес-омбудсмен, — очень трудно найти грань между несовершенством законодательной базы и уголовно наказуемым деянием. Зачастую приходится наталкиваться на целенаправленную формализацию частных и корпоративных интересов через подзаконные акты и внутренние нормативные документы». Как тут ни вспомнить высказывание древнекитайского философа Лао-Цзы: «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников».
Борьба с ними все же приносит свои плоды: количество субъектов предпринимательской деятельности, жалующихся на административные барьеры и коррупцию, существенно уменьшилось, пишет бизнес-омбудсмен со ссылкой на данные, озвученные на всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей, проходившей в Москве в апреле текущего года.
Заметная работа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства проводится и на региональном уровне. Бизнес-омбудсмен приводит данные, характеризующие эффективность реализации республиканской целевой программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, по устранению административных барьеров.
Вместе с тем, автор приходит к выводу, что усилия государственных и муниципальных органов власти недостаточно эффективны, о чем свидетельствует оценка результативности деятельности инфраструктуры поддержки, коэффициент которой, рассчитанный по специальной формуле, составляет 0,1. Понять, много это или мало, помогут комментарии к формуле, согласно которым 0,6 означает лидирующее положение, 0,4-0,6 – устойчивое развитие, менее 0,4 – недостаточно эффективная государственная поддержка. «Такова методика, и ничего с ней поделать невозможно, — заключает П. Таов. – Однако справедливости ради, коэффициент 0,6 зарегистрирован в ограниченном количестве регионов, таких, как Москва, Татарстан, Калужская и Белгородская области».
Причины создавшегося положения автор ищет в историческом прошлом. «В республике, — пишет он, — элементы рыночной экономики существовали и в советское время. Но это не означает чисто эволюционный путь его становления и развития. Неформальный рынок с точки зрения экономических законов функционировал в тепличных условиях, — эксплуатировались южная рента и явно выраженные провалы государственного управления в таких отраслях, как переработка и доведение до конечного потребителя продуктов питания, текстильная и легкая промышленность. Некогда общепринятая неформальная практика не может сегодня не оказывать на формирование институциональной системы негативного влияния, как бы парадоксально это ни звучало».
«Институциональным тупиком» называет бизнес-омбудсмен ситуацию, выраженную в чрезмерной заорганизованности сверху и отсутствием инициативы снизу.
При такой ситуации закономерными и всеобщими становятся такие явления, как коррупция и административные барьеры, выталкивающие малое и среднее предпринимательство в теневой бизнес, тормозящие экономическое развитие, консервирующие бедность, которая, в свою очередь, стимулирует теневую экономику и коррупцию чиновников.
«Это уже институциональная ловушка, выбраться из которой очень трудно, — отмечает автор. — Суть ее в том, что с институциональной точки зрения отсутствие нарушений со стороны предпринимателей есть прямое посягательство на интересы контролирующих органов, по сути новоявленной элиты общества. Но невозможно пытаться получить от бизнеса больше, чем он может заплатить, тем более, когда он и так действует в неблагоприятных общеэкономических условиях. В результате уже сейчас в теневом секторе экономики, по данным Росстата, трудятся около 23 миллионов человек. С 2000 года сектор увеличился примерно в 1,5 раза и составляет 18% от занятых в экономике».
П. Таов считает необходимым в решении анализируемой проблемы совершенствование судебной и правоохранительной систем, создание действенных механизмов контроля общества за деятельностью чиновников. «Надо дать нашим гражданам возможность стать реальными собственниками, почувствовать свою значимость и уверенность в себе», — подчеркивает автор. Также необходимо, по его мнению, коренным образом изменить систему воспитания подрастающего поколения, с раннего возраста формировать в них положительное восприятие предпринимательства, готовности посвятить себя этому нелегкому занятию.

Статья Уполномоченного по защите прав предпринимателей Пшикана Таова «Страсти по малому бизнесу» нашла заинтересованный отклик у читателей.