Бизнес-омбудсмен Пшикан Таов предложил оценивать участие местных властей в улучшении делового климата

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР Пшикан Таов продолжил серию выездных встреч с предпринимателями муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.

Один за другим он посетил административные центры двух районов Чегем и Баксан, расположенные в территориальной близости. Вместе с тем, как показали результаты встреч, у соседей оказались разными как уровень активности в общении в уполномоченным, так и озвученные проблемы.
Возможно, на это повлияла разнородность аудитории. Судя по ответам на анкету, подготовленную службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КБР с целью выявления проблем развития малого и среднего предпринимательства, Чегемский район представляли предприниматели, занимающиеся бизнесом от трех до пяти и более лет. Городской округ Баксан — молодые предприниматели в возрасте до 30 лет, которые только пытаются начать реализовывать с помощью государственной или муниципальной финансовой поддержки свои бизнес-проекты и еще не столкнулись в полной мере с административными или иными ограничениями, препятствующими росту предпринимательства. В связи с этим характеристику «узких мест» ведения бизнеса главным образом взяли на себя чегемцы.
Задавая тон прямому разговору с субъектами предпринимательской деятельности, Пшикан Таов говорил о том, что для достижения устойчивой политической системы нужен средний класс, основу которого формирует предпринимательство. О необходимости понимания властью роли предпринимательства в развитии экономики, повышении качества жизни. О том, что налоги, уплачиваемые бизнесом, идут и на содержание органов власти. Однако на сегодня складывается кардинально противоположная картина: не власть для бизнеса, а бизнес — для власти. Находясь на уровне локального мышления, не просматривается общая цель, которую можно достичь, если «власть и бизнес будут следовать в одну сторону».
Словно в подтверждение слов бизнес-омбудсмена одни из предпринимателей — участников встречи сказал: «Если нам не мешают, мы радуемся».
По мнению П. Таова, и особые усилия по оказанию помощи не предпринимаются. Так, информация о предоставлении финансовой поддержки агропромышленного комплекса доходит не до всех заинтересованных, не размещается в доступных для сельхозтоваропроизводителей местах. Отсутствие системы госзакупок, длительного хранения приводит к нулевым результатам усилия хозяйств, выращивающих зерно, крупный рогатый скот. Продавая перекупщикам по бросовым ценам производимую продукцию, они остаются практически без прибыли и оборотных средств.
Стало порочной практикой для чиновников определять получателей по каким-то своим критериям. Отмечены случаи, когда с целью получения финансовой поддержки некоторые быстро меняют городскую прописку на сельскую и составляют конкуренцию бизнес-проектам, отобранным к участию в республиканском конкурсе местными комиссиями, которые лучше знают своих земляков, кто и на что способен. Пусть тогда ответственность перед прокуратурой за эффективность использования госредств несут чиновники, принявшие такое решение, — предложили участники одной из встреч с бизнес-омбудсменом.
Обращения в кредитно-финансовые учреждения в поисках денежных средств на развитие бизнеса также не облегчают жизни сельхозпроизводителям, превращаясь в хождение по мукам, а условия их предоставления и обслуживания счетов — грабительскими.
Как подчеркнул П. Таов, когда взят курс на импортозамещение, банки должны максимально упростить получение займов для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в агропромышленной сфере. Анализ итогов выездных встреч с предпринимателями, сказал П. Таов, свидетельствует о необходимости внедрения неких стандартов по оценке ключевых показателей усилий органов местного самоуправления по совершенствованию делового и инвестиционного климата. Учитывать, в том числе, какие конкретные усилия и практические шаги предпринимают местные органы для этого.
Иначе будет, как с одним из районных бизнес-инкубаторов, который в ходе выездных встреч посетил П. Таов. Прекрасное четырехэтажное здание не заполнено даже на треть, несмотря на льготные условия аренды. Не размещена информация о мерах и направлениях господдержки. Из сотрудников – только директор и бухгалтер, так как специалистов не на что содержать штат. Не могли представить план просветительских мероприятий для начинающих предпринимателей. Органы местного самоуправления вспоминают о бизнес-инкубаторе только в отчетах о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства. «Такое положение надо в корне менять», — поставил перед собой задачу Уполномоченный П. Таов.